Подскажем, как юристу грамотно составить резюме, чтобы точно получить приглашение на собеседование. И как пройти его так, чтобы получить желаемую должность с максимально возможным окладом. Статья поможет вам сориентироваться в это непростое время.

По мнению историков, первым, кто составил резюме 1 , был великий Леонардо да Винчи. В 1482 году задолго до того, как Леонардо начал писать картины, он хотел попасть на работу к герцогу Милана Лодовико Сфорца. Чтобы герцог обратил свое внимание на обычного 30-летнего мужчину, да Винчи написал письмо, в котором изложил информацию о своих 10 умениях, в том числе о рисовании. Но на этом история развития резюме прерывается на несколько столетий. Ведь в большинстве стран Европы, да и всего мира, карьера человека определялась тогда его социальным статусом с рождения – это было сословное общество.

Однако после Первой мировой войны, когда с развитием индустриализации начался крах классовой структуры, люди стали активно искать работу и развитие за рамками своего социального происхождения. Вот тогда и началось массовое использование писем с рассказом о себе. К 50-м годам ХХ века обязательными составляющими резюме были: происхождение родителей, рост, вес. Мужчины были обязаны приложить фотографию в костюме.

В 80-90-е годы прошлого века резюме уже печатали на машинке или на компьютере с помощью программы MS Word, иногда отправляли работодателю по факсу или письмом. К началу 2000-х годов появились специализированные сайты по поиску работы, например, HeadHunter (он же hh.ru) и rabota.ru. Составление резюме стало проще: требовалось лишь заполнить строки, предложенные программой, а на выходе скачать итоговый файл с заранее загруженной фотографией. Резюме можно отправить потенциальным работодателям непосредственно на специализированном сайте или на электронную почту компаний-работодателей. До сих пор основная масса людей использует данный способ поиска работы.

Но время не стоит на месте, и в ближайшие годы мы сможем наблюдать эволюцию резюме. Возможно, оно перейдет в зону социальных сетей, таких, как LinkedIn, например.

Как составить резюме грамотно

Собираясь устроиться на новую работу, что мы делаем в первую очередь? Правильно, составляем или обновляем резюме, ведь это первый документ, который видит наш потенциальный работодатель и по которому дает вам оценку. И пригласят ли вас дальше, зависит напрямую от умения составить этот документ грамотно, подчеркнув достоинства и умело обойдя недостатки. Главная цель резюме – «продать» себя – сделать так, чтобы после прочтения персонального информационного листа вашему будущему руководителю захотелось с вами пообщаться лично.

Нужно помнить, что составление резюме – процесс не 5-минутный. И если вам нужно спешить в магазин, на встречу или в кино – то лучше сначала решить эти дела, а уже потом на свежую голову и никуда не спеша приступить к написанию резюме.

Те, кто хочет облегчить себе задачу написания резюме, могут воспользоваться готовыми «рыбами» на сайтах-поисковиках работы: HeadHunter или SuperJob, например. Для этого необходимо зарегистрироваться на данных ресурсах и воспользоваться анкетой в личном кабинете. Пошагово заполнить каждую строчку, загрузить фотографию в электронном виде, и на выходе получить готовое резюме, доступное для скачивания в формате DOC или PDF. Его можно оставить себе на корректировку или пересылку. Можно также скачать готовый шаблон в сети Интернет или самостоятельно написать резюме в формате Word. Но времени на работу с использованием готовых шаблонов с сайтов-поисковиков уйдет меньше, ведь в них не нужно корректировать шрифт, выделять названия строк, выравнивать абзацы, там уже продуманы разделы резюме (перечень сведений о соискателе). Логичнее сконцентрировать внимание на заполнении информации о себе и потратить время именно на это.

Три главных критерия хорошего резюме:

  • краткость. Не растекайтесь мыслью по древу. У ваших потенциальных руководителей мало времени на ознакомление с вашим послужным списком. Пишите самое важное, кратко, емко. Подробнее по каждому пункту сможете рассказать на собеседовании;
  • грамотность. Наличие орфографических и пунктуационных ошибок в резюме может полностью перечеркнуть положительное мнение о соискателе. Проверьте несколько раз, что вы написали (кстати, это может сделать и Word, явные ляпы он отлавливает и подчеркивает волнистой линией);
  • правдивость. Излагайте только 100% правду. Во-первых, будет легче на собеседовании не запутаться в «показаниях». Во-вторых, в современном мире проверить можно абсолютно любые сведения.

Еще ряд правил составления резюме:

  1. Если вы используете готовый шаблон, необходимо заполнить все поля документа. Пустых строк в резюме быть не может. Если же вы пишете документ самостоятельно, то можете пропустить те поля, которые, по вашему мнению, не информативны. Но стоит помнить, что есть пул основной информации, которая всегда должна быть:
    • фамилия и имя (отчество указывается по желанию);
    • возраст, семейное положение, наличие/отсутствие детей;
    • должность, на которую претендуете, наименования трудовых функций, которые рассматриваете в качестве основных;
    • запрашиваемая заработная плата (пишется не всегда, но чаще всего), обычно она указывается с включенным НДФЛ;
    • личные данные (адрес проживания, телефон, электронная почта), время и предпочтительный способ связи;
    • образование, дополнительные курсы повышения квалификации или переподготовки;
    • опыт работы (перечень компаний, основной функционал, результаты);
    • личные качества, сильные стороны;
    • знание языков, офисных программ, наличие водительских прав (необязательно, но желательно для составления общего мнения о вас как о личности).
  2. Корректируйте резюме под каждую компанию, исходя из описания вакансии. Не может быть универсального документа. Как минимум, меняется название должности, а возможно, понадобится переформулировать весь описанный опыт работы, сместив акценты.
  3. Оставляйте только ценную информацию. Описали, какой вы прекрасный специалист, «включите фильтр»: поставьте себя на место будущего руководителя, который не знает о ваших достижениях и о вашем профессионализме. Что из написанного убедит его в вашей результативности? Возможно, это будет пример, как вы разработали и внедрили унифицированные формы договоров, оптимизировали процессы согласования юридически значимых документов или ведение претензионно-исковой работы, регламентировали взаимодействие по работе с юристами территориально удаленных подразделений, эффективно провели due diligence или выиграли «дорогой» спор с налоговой?
  4. Указывайте в резюме не больше 3–4 предыдущих мест работы. Порой это делают в обратной хронологической последовательности, т.е. начинают с последнего места работы, особенно если оно выгодно отличается от первых.
    Бывает так, что человек часто меняет работу в силу различных причин. При перечислении в резюме всех предыдущих работодателей у вашего потенциального руководителя может сложиться впечатление, что соискатель и у них задержится ненадолго. Ваша задача – пройти первый отбор («фильтр»), а на собеседовании расскажете истинную причину, почему приходилось менять работодателей (но и с этим будьте аккуратнее).
  5. Когда описываете личные качества, укажите 2–3 стандартных общих (трудолюбивый, стрессоустойчивый, способен работать в режиме многозадачности), а дальше сообщите парочку истинно ваших индивидуальных качеств, но строго отвечающих заявленной в резюме должности (возможно, вы волевой – важно для руководящей должности и т.д.).
  6. Фотография в резюме должна быть актуальной и деловой. Сделайте фото специально для резюме на светлом фоне в деловом костюме. Такое позиционирование повысит ваши шансы на успех.

При составлении резюме всегда стоит...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как уволить или уволиться самому

Пандемия коронавируса для всех наступила неожиданно. Компании пытаются хоть как-то остаться на плаву и начинают увольнять сотрудников. Юристы компаний столкнулись с проблемой увольнений, так сказать, с обеих сторон. Во-первых, зачастую приходится увольнять подчиненных или помогать принять решение, кого уволить, а во-вторых, бывает, что и готовиться к собственному увольнению. Ведь никто не знает, что будет завтра. Расскажем, на что обращать внимание при увольнении.

КС РФ дал родственникам умершего пациента доступ к медицинским документам

13 января 2020 года Конституционный Суд РФ вынес постановление № 1-П, которое дало право доступа родственникам к медицинским документам скончавшегося пациента непосредственно в медицинской организации. Раньше они могли рассчитывать только на то, чтобы узнать диагноз и причины смерти, но недоступной оставалась информация о проведенной диагностике, способах лечения и назначенных препаратах, что позволяло надежнее скрывать врачебные ошибки. Прежде у медорганизаций на то были законные основания, теперь их не осталось.

Как корпоративных юристов привлекают к уголовной ответственности

Не секрет, что юристы и руководители правовых департаментов по указанию (или с одобрения) руководства время от времени нарушают закон. С одной стороны, это можно понять в условиях служебной подчиненности. Все хотят сохранить хорошие отношения с учредителями и руководством компании. А потому мало кто может сказать им жесткое «нет». С другой стороны, выполнение незаконных указаний нередко стимулируется материально. Вот только практика показывает, что часто проще уволиться из компании или отказаться от дополнительных денег, чем преступить закон. Ведь юриста может ждать не только относительно мягкая административная ответственность, но и реальный уголовный срок. Расскажем, как и за что корпоративных юристов привлекают к уголовной ответственности, и чего не надо делать, чтобы не попасть за решетку.

Как женщине руководить мужским коллективом

Когда мужчина управляет женским коллективом, обычно особых сложностей не возникает. Но если женщина встает у руля мужского – есть свои трудности. Эта статья для женщин-руководителей. Если предстоит руководить мужчинами, то дополнительные знания не повредят: осознайте, чем вы готовы пожертвовать? какие стратегии поведения обречены на провал? как играть в мужские игры по собственным правилам и выигрывать?

Как уволить или уволиться самому

Пандемия коронавируса для всех наступила неожиданно. Компании пытаются хоть как-то остаться на плаву и начинают увольнять сотрудников. Юристы компаний столкнулись с проблемой увольнений, так сказать, с обеих сторон. Во-первых, зачастую приходится увольнять подчиненных или помогать принять решение, кого уволить, а во-вторых, бывает, что и готовиться к собственному увольнению. Ведь никто не знает, что будет завтра. Расскажем, на что обращать внимание при увольнении.

Как женщине руководить мужским коллективом

Когда мужчина управляет женским коллективом, обычно особых сложностей не возникает. Но если женщина встает у руля мужского – есть свои трудности. Эта статья для женщин-руководителей. Если предстоит руководить мужчинами, то дополнительные знания не повредят: осознайте, чем вы готовы пожертвовать? какие стратегии поведения обречены на провал? как играть в мужские игры по собственным правилам и выигрывать?

Как корпоративных юристов привлекают к уголовной ответственности

Не секрет, что юристы и руководители правовых департаментов по указанию (или с одобрения) руководства время от времени нарушают закон. С одной стороны, это можно понять в условиях служебной подчиненности. Все хотят сохранить хорошие отношения с учредителями и руководством компании. А потому мало кто может сказать им жесткое «нет». С другой стороны, выполнение незаконных указаний нередко стимулируется материально. Вот только практика показывает, что часто проще уволиться из компании или отказаться от дополнительных денег, чем преступить закон. Ведь юриста может ждать не только относительно мягкая административная ответственность, но и реальный уголовный срок. Расскажем, как и за что корпоративных юристов привлекают к уголовной ответственности, и чего не надо делать, чтобы не попасть за решетку.

КС РФ дал родственникам умершего пациента доступ к медицинским документам

13 января 2020 года Конституционный Суд РФ вынес постановление № 1-П, которое дало право доступа родственникам к медицинским документам скончавшегося пациента непосредственно в медицинской организации. Раньше они могли рассчитывать только на то, чтобы узнать диагноз и причины смерти, но недоступной оставалась информация о проведенной диагностике, способах лечения и назначенных препаратах, что позволяло надежнее скрывать врачебные ошибки. Прежде у медорганизаций на то были законные основания, теперь их не осталось.