Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя обеспечить нормальные условия труда. Руководствуясь этим требованием, компании приобретают различную бытовую технику: от холодильников и кондиционеров до электрических чайников и кофеварок. Все эти затраты, как правило, учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль. Вот только правомерность такого подхода проверяющие из налоговых инспекций нередко ставят под вопрос. Выясним, как им можно возразить.
Одно из главных слагаемых эффективной работы любой организации – комфортные условия труда. Чтобы их обеспечить, важна каждая мелочь, порой даже не относящаяся непосредственно к производственному процессу. Именно поэтому современные организации стараются обеспечить наличие в офисе чайников, кофеварок, микроволновок, холодильников, кондиционеров, обогревателей и даже цветущих растений. Но здесь перед компанией встает вопрос о возможности учета стоимости данного имущества в расходах. Узнаем, можно ли это сделать.
Условия труда
Каждый работодатель обязан обеспечить нормальные условия труда. Эта фундаментальная норма закреплена в ст. 163 ТК РФ.
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ).
Понятно, что представление о «нормальности» условий труда у каждого работодателя может быть свое. Поэтому в ч. 1 ст. 223 ТК РФ законодатель уточнил, что организация должна, в частности, обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. Для этого по установленным нормам должны быть оборудованы:
- санитарно-бытовые помещения (см. СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87 (утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 782));
- помещения для приема пищи;
- комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки и т.п.
Кроме того, в ст. 163 ТК РФ приведена общая норма, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Впрочем, ни в одном документе не сказано, что в организации должен быть, допустим, телевизор или кулер с водой. Поэтому работодатель сам может определить, нужна ли его сотрудникам подобная техника или нет.
Равнение на Налоговый кодекс
Общее правило, касающееся учета расходов на обеспечение условий труда, содержится в подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ. Там сказано, что затраты на обеспечение нормальных условий труда относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Практика же показывает, что по вопросу о том, являются ли те или иные условия труда нормальными, у налогоплательщиков и чиновников нередко складываются прямо противоположные точки зрения.
В любом случае все затраты организации должны быть подтверждены документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). В случае с покупкой бытовой техники подтверждающими документами будут являться договор, товарная накладная, счет-фактура.
Чистая вода
Представить себе современный офис, в котором не было бы кулера с водой, довольно сложно. Тем более удивительно, что до недавнего времени специалисты Минфина и ФНС России считали, что при наличии обычного водопровода кулер будет излишеством.
Так, в письме от 31.01.2011 № 03-03-06/1/43 Минфин России указал, что затраты на приобретение питьевой воды для работников можно включить в расходы только в том случае, если вода из крана опасна для питья. Кстати, такой же логикой чиновники руководствовались и в случае, когда организация тратилась на оборудование для фильтрации водопроводной воды (письмо Минфина России от 10.06.2010 №...