Практика показывает, что в процессе исполнения государственных (муниципальных) строительных контрактов у сторон зачастую разгораются серьезные споры. Обычно разногласия возникают из-за того, что контрагенты по-разному понимают одни и те же условия контракта и не очень внимательно относятся к составлению документов. Разберем некоторые ошибки на примере конкретного спора, который удалось разрешить без обращения в суд.
Данная статья посвящена тонкостям исполнения контракта строительного подряда на конкретном примере. Ключевая проблема сводится к выяснению того, являются ли работы поэтапными или промежуточными в соответствии с условиями контракта. Вместе с ней в статье будут рассмотрены и другие, не менее сложные вопросы.
Спорные условия контракта
Между компанией и муниципальным заказчиком заключен контракт строительного подряда, на основании которого необходимо выполнить ремонт восьми объектов. Условия контракта прописаны неясно. Так, в договоре не установлены сроки сдачи результата работ по каждому объекту, а указан единый срок окончания всех работ.
Кроме того, в соглашении сказано, что «факт выполнения работ за отчетный период должен подтверждаться:
- актами о приемке выполненных работ по форме № КС-2;
- справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3;
- счетом;
- счетами-фактурами на оплату выполненных работ».
Как видно, в договоре предусмотрено представление одного счета на все объекты, а счета-фактуры выписываются по каждому объекту отдельно. Передаточные акты (по форме № КС-2) должны быть составлены также по каждому объекту. В смете цена установлена за каждый объект отдельно.
Согласно следующему условию заказчик в течение пяти календарных дней со дня получения письменного уведомления и указанных документов рассматривает их и передает подрядчику подписанный акт о приемке выполненных работ или мотивированный письменный отказ.
Оплата производится после подписания акта (в тексте употребляется единственное число) о приемке выполненных работ. В контракте не сказано, составляется ли акт окончательной сдачи работ (по формам № КС-11 либо № КС-14) или имеются в виду акты № КС-2 по каждому объекту.
Позиции сторон договора
По мнению заказчика, после окончания работ на каждом объекте стороны составляют промежуточные акты. При этом подрядчик должен составлять документы непосредственно после окончания работ на каждом объекте. Заказчик предполагал, что работы будут вестись одновременно на всех объектах и подрядчик составит полный пакет документов по всем объектам практически одновременно. И только после сдачи всех объектов заказчик будет обязан оплатить работы. Свою позицию он обосновывал п. 1 ст. 711 ГК РФ, согласно которому обязанность оплаты возникает после окончательной сдачи результатов работы.
Подрядчик, напротив, считал, что сдача работ производится поэтапно и оплата должна происходить после подписания каждого акта, который направлялся непосредственно после окончания этапа. Что касается понятия «отчетный период», то в договоре заказчик его не раскрыл.
Толкование условий договора
К договору госзаказа применяются правила о договоре присоединения. Согласно п. 1 ст. 428 ГК РФ условия договора присоединения определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах. Они могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Статья 46 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) устанавливает запрет на проведение переговоров. Это означает, что лицо, подписывающее контракт, выступает в роли присоединяющейся стороны (постановление Президиума ВАС РФ от 28.01.2014 № 11535/13).
Если имеется неустранимая неясность спорного условия, оно должно быть истолковано против разработчика, в пользу его контрагента. При этом обстоятельства заключения договора должны свидетельствовать о явном неравенстве переговорных возможностей, например, как в договоре присоединения (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»).
Таким образом, при неопределенности тех или иных условий договора подрядчик имеет преимущества.
Компания обратилась к заказчику с иском о взыскании задолженности по оплате выполненных работ. Договором было предусмотрено, что подрядчик предоставляет на рассмотрение заказчику подписанный с его стороны акт сдачи-приемки выполненного этапа работ, а заказчик в течение пяти рабочих дней производит приемку. Другим пунктом договора был установлен порядок окончательной приемки выполненных работ, а не их оплаты.
После направления подрядчиком всех необходимых документов заказчик не явился на приемку, документы не подписал, мотивированный отказ от подписания актов не представил. Истец в одностороннем порядке оформил акты сдачи-приемки выполненных работ и направил их для подписания ответчику. Однако тот документы не подписал, мотивированный отказ не представил, выполненную работу не оплатил. Суд расценил данный факт как доказательство исполнения подрядчиком обязательств по договору.
Из буквального толкования договора и его смысла в целом суд сделал вывод, что стороны не исключили возможность поэтапного выполнения и сдачи работ, а также не привязали оплату к окончательной сдаче результатов работ.
Исковые требования подрядчика были удовлетворены (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2009 № 09АП-4743/2009-ГК по делу № А40-62555/07-110-592).
Обоснование позиции подрядчика
Результат работ (или этапов) обычно оформляется унифицированными документами. Они содержатся в постановлении Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ». Дополнительные разъяснения о порядке применения этих форм содержатся в письме Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381 «О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации № КС-2, КС-3 и КС-11».
Понятие «этап работ» в законодательстве не раскрывается. Но его определение дается в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87). Там сказано, что этап – это строительство одного из объектов капитального строительства на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно.
Для выделения этапа в договоре и смете должны быть определены такие условия, как срок каждого из них, а также перечень конкретных видов работ и их стоимость. В акте по форме № КС-2 отражаются перечень и объемы работ, выполненных подрядчиком за отчетный период как собственными силами, так и силами субподрядчиков. Отчетный период определяется в договоре. Например, в соглашении может быть записано, что подрядчик ежемесячно направляет заказчику вместе со счетом на оплату акт о приемке выполненных работ по форме № КС-2. Этот документ подтверждает приемку заказчиком тех работ и по той...