Пандемия коронавируса для всех наступила неожиданно. Компании пытаются хоть как-то остаться на плаву и начинают увольнять сотрудников. Юристы компаний столкнулись с проблемой увольнений, так сказать, с обеих сторон. Во-первых, зачастую приходится увольнять подчиненных или помогать принять решение, кого уволить, а во-вторых, бывает, что и готовиться к собственному увольнению. Ведь никто не знает, что будет завтра. Расскажем, на что обращать внимание при увольнении.
Увольнение – это стресс. Потеря постоянной работы в списке Маркса по степени напряженности стоит сразу же после смерти близкого человека 1. В период экономического кризиса увольнение для работника еще страшнее, потому что ставит под угрозу материальное благополучие.
С позиции руководителя необходимость сокращать персонал тоже нелегкая ноша. Здесь мы имеем в виду не юридическую сторону вопроса. Процедуры увольнения по сокращению численности или штата либо вследствие ликвидации предприятия более-менее известны и понятны. А вот управленческие последствия не всегда ясны.
Последствия увольнения для организации
Организация – система, а в системе изменение или потеря одного элемента неизбежно вызывает изменения других элементов.
Коллектив
Первый удар принимает на себя коллектив. Когда коллегу увольняют, другие примеряют эту ситуацию на себя, думая о том, что они могут стать следующими. Подчиненные лихорадочно перебирают причины и разрабатывают планы, как не попасть под волну увольнений. Паника приобретает порой ужасающие формы.
В связи с уменьшением объема производства руководство завода распорядилось провести в подразделениях небольшую «оптимизацию» штата. Другими словами, предлагалось уволить часть персонала. Юротдел пострадал меньше всего. Здесь нужно было избавиться только от одного сотрудника. Руководитель предложил написать заявление по собственному желанию одному из юристов – девушке, пришедшей работать не так давно. Начальник решил, что это самый бесконфликтный, спокойный вариант – уволится новенькая сотрудница, а старые, опытные кадры останутся, и никто не будет в обиде. Но не тут-то было. Утром зайдя в отдел, он увидел следующую картину. Подчиненные выясняли между собой отношения и кричали. Прислушавшись, он различил отдельные фразы:
- А я на этом участке 15 лет сижу!
- Я раньше тебя пришел!
- А у меня трое детей!
В общем, сотрудники пытались доказать друг другу, что именно они заслуживают остаться на работе в первую очередь. Стартовым событием для перепалки послужило увольнение молодой сотрудницы.
Люди начинают ссориться, плести друг против друга интриги и одновременно пытаются стать для руководителя лучшим другом. Недоверие расползается по всему коллективу как инфекция.
Организация работы
Хотя сотрудников становится меньше, это отнюдь не означает, что количество работы тоже сократилось. Напротив, оставшимся подчиненным придется взять на себя больше обязанностей, а делать этого им, разумеется, не хочется. Заработная плата не увеличивается, а нагрузка возрастает. Поэтому после оптимизации численности перед руководителем появятся две проблемы:
1) кому поручить работу;
2) как мотивировать на выполнение дополнительных обязанностей.
В компании сократили бухгалтера по зарплате, которая, помимо начислений сотрудникам, занималась оформлением на работу – составлением приказов, трудовых договоров и прочими аспектами кадрового делопроизводства. В связи с тем, что набора персонала не было, прием на работу оказался неактуален. Но осталась другая работа – оформление командировок, отпусков, увольнений. Директор решила перепоручить обязанности, но оказалось, что передавать их некому. Все сотрудники работали на других участках и наотрез отказывались брать на себя дополнительные обязанности.
Кого уволить
Прежде чем проводить увольнения, стоит провести аудит трудовых функций уже работающих сотрудников. Мы рекомендуем делать это в виде таблицы. Посмотрим на примере бухгалтерии.
Как видим, каждый из сотрудников находится на своем месте. Но, как правило, сотрудники умеют работать не только на своем участке. Поэтому целесообразно заранее поговорить с подчиненными и выявить дополнительные навыки. В результате у вас получится другая таблица (см. последний столбец).