Top.Mail.Ru
Почему правильные с точки зрения руководителя методы воздействия на коллектив или отдельного работника не приводят к нужному результату? Автор выделяет основные парадоксы управления, объясняя причины, почему они возникают. Скажем, почему при увеличении заработной платы производительность труда персонала не всегда повышается? Или почему карьерный рост не мотивирует сотрудника? Каким должен быть приказ, чтобы работник его выполнил? Почему работники, прошедшие обучение, не всегда применяют полученные знания на практике? И отчего изначально прекрасный кандидат оказывается позже совершенно не подготовленным к работе?

Парадокс – явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
(словарь русского языка С.И. Ожегова)

Многие руководители занимаются самообразованием, ездят на семинары, обмениваются опытом на различных конференциях, изучают литературу по менеджменту, читают периодические издания. Это, безусловно, правильно и помогает повысить собственный управленческий потенциал, однако любая теория должна проверяться практикой. Порой многие образованные начальники обнаруживают, что, воплощая в жизни своей компании они не могут добиться нужного результата.

Пример 1

На крупном промышленном предприятии было решено разработать систему мотивации персонала, охватывающую все звенья – от рабочих до генерального директора. Руководство этим грандиозным проектом было поручено Георгию С., исполнительному директору предприятия. Он собрал рабочую группу, в которую входили руководители некоторых подразделений, работники кадровой службы, бригадиры. Геннадий организовал для них обучение, которое провела известная тренинговая компания. Кроме этого, участники рабочей группы изучали литературу по вопросам эффективной мотивации персонала, периодически собирались, чтобы обсудить прочитанное, и, наконец, после солидной подготовки приступили к выполнению проекта. Реализация проекта по разработке и внедрению системы мотивации продолжалась полтора года. Окончательным результатом стали разработанные документы: концепция материального и нематериального стимулирования персонала, положения по заработным платам различных подразделений, разнообразные формы, табели. Через полгода выяснилось, что система мотивации «не работает», другими словами, сотрудники относятся к ней формально, а разработанные документы так и не стали рабочими инструментами руководителей подразделений.

В управленческой практике довольно часто встречаются ситуации, когда, казалось бы, правильные воздействия руководителя на коллектив или отдельного работника не приводят к нужному результату. Некоторые менеджеры начинают с подозрением относиться ко «всяким сказкам», реализуя принцип «а чего с ними разговаривать, дать всем по башке и все, будут работать как надо», другие, напротив, упорно продолжают управлять, «как написано в книгах», считая, что то, что кем-то когда-то было написано, не подлежит сомнению.

Мы не умаляем заслуг многочисленных классиков менеджмента, тем более, наука управления имеет ярко выраженный прикладной характер. Цель данной статьи – рассмотреть, какие наиболее распространенные ошибки встречаются в практике управления персоналом и как их можно избежать.

Парадоксы мотивации

Пожалуй, одной из самых интересных и захватывающих сфер управления персоналом является мотивация. Уметь побудить другого человека сделать что-либо – это искусство. Особенно сложно мотивировать сотрудника «творить», создавать новый продукт.

Какие же наиболее частые сложные и парадоксальные ситуации возникают при мотивировании?

Пример 2

Руководство торговой компании решило повысить зарплату специалисту по логистике Алексею К. Это решение было вызвано тем, что Алексей долгое время работал в компании, знает свою работу, работает на совесть. После повышения заработная плата стала выше, чем у других таких же специалистов. Как ни странно, несмотря на повышение, Алексей стал работать хуже, чем раньше.

Итак, один из парадоксов мотивации – при повышении заработной платы производительность труда персонала не всегда повышается. Если брать конкретный вышеприведенный пример, то сотрудник стал меньше работать по следующей причине: особенность отечественного менталитета такова, что сотрудники считают, что тот, у кого деньги (даже если это более высокий среднемесячный доход), у того и власть, а у кого власть, тот может не работать, а только руководить (стоит сказать, что многие непрофессиональные руководители сами поддерживают «барский» имидж). После повышения заработной платы Алексей стал считать себя «начальником», а значит, рассудил он, «своими руками» работать ему нужно меньше.

Пример 3

Елена В. – дизайнер отдела рекламы известной торгово-промышленной компании, работает уже 3 года. В последнее время производительность труда Елены значительно упала: ее разработки стали неинтересными, а темп работы упал. Ее заработная плата хотя и остается на том же уровне, но при этом достаточно высока. Начальник Елены проанализировал ситуацию и выяснил, что никаких негативных событий, способных повлиять на работоспособность, в жизни его сотрудницы не было (отношения в семье, здоровье и т.д.).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Типичные ошибки в работе с персональными данными

Изменение законодательства в сфере персональных данных и огромные штрафы за нарушения стимулируют еще раз проверить, все ли с персданными в организации в порядке. Автор выделяет 5 ошибок, которые чаще всего допускают организации в этой области.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

С Днем Защитника Отечества!

День Защитника Отечества – ​праздник в первую очередь военный, хотя в последнее время мы относимся к нему, скорее, как к 8 Марта для мужчин. Но сегодня все возвращаются к истокам и все чаще поздравляют мужчин-коллег именно по-армейски. К тому же, каждая организация – ​это маленькая армия, где есть свои разведчики (отдел маркетинга), служба тыла (АХО), свой автобат (транспортно-логистическая служба), своя пехота (специалисты по работе с клиентами) и даже целый генерал-бухгалтер!

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Возмещение судебных издержек: ВС РФ разъясняет

Недавно Пленум ВС РФ принял знаковое постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм о возмещении судебных издержек в арбитражном, гражданском и административном процессах. Постановление стало первым документом высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов. Осветим наиболее важные положения постановления.