Почему правильные с точки зрения руководителя методы воздействия на коллектив или отдельного работника не приводят к нужному результату? Автор выделяет основные парадоксы управления, объясняя причины, почему они возникают. Скажем, почему при увеличении заработной платы производительность труда персонала не всегда повышается? Или почему карьерный рост не мотивирует сотрудника? Каким должен быть приказ, чтобы работник его выполнил? Почему работники, прошедшие обучение, не всегда применяют полученные знания на практике? И отчего изначально прекрасный кандидат оказывается позже совершенно не подготовленным к работе?
Парадокс – явление, кажущееся невероятным и неожиданным.
(словарь русского языка С.И. Ожегова)
Многие руководители занимаются самообразованием, ездят на семинары, обмениваются опытом на различных конференциях, изучают литературу по менеджменту, читают периодические издания. Это, безусловно, правильно и помогает повысить собственный управленческий потенциал, однако любая теория должна проверяться практикой. Порой многие образованные начальники обнаруживают, что, воплощая в жизни своей компании они не могут добиться нужного результата.
На крупном промышленном предприятии было решено разработать систему мотивации персонала, охватывающую все звенья – от рабочих до генерального директора. Руководство этим грандиозным проектом было поручено Георгию С., исполнительному директору предприятия. Он собрал рабочую группу, в которую входили руководители некоторых подразделений, работники кадровой службы, бригадиры. Геннадий организовал для них обучение, которое провела известная тренинговая компания. Кроме этого, участники рабочей группы изучали литературу по вопросам эффективной мотивации персонала, периодически собирались, чтобы обсудить прочитанное, и, наконец, после солидной подготовки приступили к выполнению проекта. Реализация проекта по разработке и внедрению системы мотивации продолжалась полтора года. Окончательным результатом стали разработанные документы: концепция материального и нематериального стимулирования персонала, положения по заработным платам различных подразделений, разнообразные формы, табели. Через полгода выяснилось, что система мотивации «не работает», другими словами, сотрудники относятся к ней формально, а разработанные документы так и не стали рабочими инструментами руководителей подразделений.
В управленческой практике довольно часто встречаются ситуации, когда, казалось бы, правильные воздействия руководителя на коллектив или отдельного работника не приводят к нужному результату. Некоторые менеджеры начинают с подозрением относиться ко «всяким сказкам», реализуя принцип «а чего с ними разговаривать, дать всем по башке и все, будут работать как надо», другие, напротив, упорно продолжают управлять, «как написано в книгах», считая, что то, что кем-то когда-то было написано, не подлежит сомнению.
Мы не умаляем заслуг многочисленных классиков менеджмента, тем более, наука управления имеет ярко выраженный прикладной характер. Цель данной статьи – рассмотреть, какие наиболее распространенные ошибки встречаются в практике управления персоналом и как их можно избежать.
Парадоксы мотивации
Пожалуй, одной из самых интересных и захватывающих сфер управления персоналом является мотивация. Уметь побудить другого человека сделать что-либо – это искусство. Особенно сложно мотивировать сотрудника «творить», создавать новый продукт.
Какие же наиболее частые сложные и парадоксальные ситуации возникают при мотивировании?
Руководство торговой компании решило повысить зарплату специалисту по логистике Алексею К. Это решение было вызвано тем, что Алексей долгое время работал в компании, знает свою работу, работает на совесть. После повышения заработная плата стала выше, чем у других таких же специалистов. Как ни странно, несмотря на повышение, Алексей стал работать хуже, чем раньше.
Итак, один из парадоксов мотивации – при повышении заработной платы производительность труда персонала не всегда повышается. Если брать конкретный вышеприведенный пример, то сотрудник стал меньше работать по следующей причине: особенность отечественного менталитета такова, что сотрудники считают, что тот, у кого деньги (даже если это более высокий среднемесячный доход), у того и власть, а у кого власть, тот может не работать, а только руководить (стоит сказать, что многие непрофессиональные руководители сами поддерживают «барский» имидж). После повышения заработной платы Алексей стал считать себя «начальником», а значит, рассудил он, «своими руками» работать ему нужно меньше.
Елена В. – дизайнер отдела рекламы известной торгово-промышленной компании, работает уже 3 года. В последнее время производительность труда Елены значительно упала: ее разработки стали неинтересными, а темп работы упал. Ее заработная плата хотя и остается на том же уровне, но при этом достаточно высока. Начальник Елены проанализировал ситуацию и выяснил, что никаких негативных событий, способных повлиять на работоспособность, в жизни его сотрудницы не было (отношения в семье, здоровье и т.д.).