День смеха и шуток – всенародно любимый в нашей стране праздник, когда все вокруг веселятся и подтрунивают друг над другом. Впрочем, шутить можно и нужно не только 1 апреля, а всегда, поскольку смех, как известно, продлевает жизнь и делает ее намного позитивнее. Смех и розыгрыши присутствуют в нашей жизни везде: не только в быту или на работе, но и в бизнесе и даже в сфере государственного управления, где общая обстановка официальной серьезности не мешает людям шутить. К замечательному весеннему дню мы сделали подборку веселых казусов из судебной практики.
Вредоносная налоговая
У гражданина-налогоплательщика была очень тонкая нервная система, поэтому он крайне чувствительно реагировал на налоговые уведомления, которые ему регулярно посылали настырные инспекторы. Каждый раз при получении этих, как ему казалось, незаконных документов у него повышалось давление, и он был вынужден обращаться врачу. Словом, налоговая инспекция причиняла ему глубочайшие физические и нравственные страдания. Чтобы компенсировать их деньгами, гражданин отправился в суд. Однако там его ждал от ворот поворот.
Суд резонно заметил, что НК РФ в принципе не предусматривает возможность компенсации морального вреда, даже если бы действия налоговиков были незаконными (кассационное определение Волгоградского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33-634/2012).
Священное имя
Другой гражданин также отличался сильной эмоциональностью. Он требовал признать незаконными действия потребительского кредитного кооператива, который неправильно писал его имя в платежных поручениях.
В незначительных опечатках дотошный молодой человек сумел разглядеть целый букет нарушений. Во-первых, это причиняло ему нравственные страдания и умаляло достоинство личности. Нарушив право на имя, подлый кооператив, со слов уязвленного истца, присвоил себе право искажать его имя и причинять страдания. Во-вторых, из-за невнимательности сотрудников кооператива истец вовремя не получал положенные ему выплаты.
Суд справедливо указал, что искажение имени было всего лишь технической ошибкой, которая не затрагивает ни честь, ни достоинство, ни деловую репутацию. После исправления можно было спокойно получать свои деньги и не волноваться так сильно (определение Московского городского суда от 21.09.2010 по делу № 33-27390).
Откормленная лисица
Предприимчивые коммерсанты в погоне за новыми клиентами порой используют своеобразные рекламные слоганы. Свободу творчества, конечно, никто не запрещает, но надо знать меру. Иначе безобидная на первый взгляд реклама, может обернуться крупными неприятностями.
Суд признал законным решение антимонопольщиков, которым реклама компании была признана ненадлежащей. Проверяющие нашли в рекламном слогане «полный песец» нарушение закона. Казалось бы, в использовании образа полярной лисицы с избыточным весом нет ничего плохого. Вот только суды посчитали, что в слогане завуалирована матерная брань. Каждое слово по отдельности не относится к обсценной лексике. Однако в целом фраза неприлична.
Суд указал, что неприличный смысл основывается на непристойных ассоциациях, которые прекрасно ясны любому русскому человеку (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 по делу № А58-7901/09).
Я буду не один
Владельцы компаний могут приходить на годовые и внеочередные собрания, чтобы проголосовать по вопросам повестки, ознакомиться с документацией и т.п. Однако, как показывает практика, некоторые акционеры любят приходить на собрания в дружной компании. Видимо, они следуют старому рекламному слогану: «В любом месте веселее вместе». Именно так поступил один из акционеров, пригласив с собой на собрание телохранителей. Были ли у него основания опасаться за свою жизнь, или он просто хотел произвести впечатление на остальных акционеров, осталось за кадром. Но охранники самой компании свиту не пропустили. Тогда акционер молча...