Top.Mail.Ru
Проверка деятельности компании органами МВД вызывает у владельцев и руководителей бизнеса не самые приятные эмоции. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.

В конце прошлого века редкая организация не была осчастливлена визитом крепких мужчин в масках и с оружием. Милицейские проверки мало отличались от рейдерских атак не только внешне, но и по сути: спасти бизнес после «визитов» удавалось далеко не всем. Те времена постепенно уходят в прошлое, «маски-шоу» становятся довольно редким явлением, тем не менее проверка деятельности компании органами МВД до сих пор вызывает у владельцев и руководителей бизнеса не самые приятные ассоциации. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.

Как закон регламентирует милицейские ревизии

Прежде чем определиться с основными принципами и способами защиты компании при проведении проверок органами МВД, необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок их проведения. Верховенство в ней принадлежит Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Особое внимание хотелось бы обратить на положения Конституции, закрепляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также положения о неприкосновенности жилища. Нарушение данных видов неприкосновенности возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Следующие по юридической силе действия в данной системе правоотношений являются кодексы, а именно: Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Так, в Уголовном кодексе преступления, по факту которых могут проводиться указанные проверки, закреплены статьями 158–204. В их перечень входят: незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита; недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет порядок процессуальных действий при проведении данных проверок по факту уголовных преступлений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Глава 14 КоАП РФ определяет такие виды правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена и др. Также КоАП РФ устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Главой 6 Налогового кодекса установлен порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при проведении выездных налоговых проверок.

Ниже по иерархии располагаются Федеральные законы: Закон РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», Закон РФ № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

Специальными нормами являются инструкции, утвержденные приказами МВД РФ. Их две:

  1. Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденная приказом МВД РФ от 16.03.2004 г. № 177. Она регулирует порядок проверок, связанных с обнаружением налоговых преступлений. Данная инструкция адресована подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений.
  2. Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная приказом МВД России от 02.08.2005 г. № 636 (далее – Инструкция № 636). Она регулирует порядок проведения проверок и ревизий, связанных с обнаружением иных преступлений в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере. Данная инструкция адресована Управлению по борьбе с экономическими преступлениями, входящему в состав Департамента экономической безопасности МВД России.

Процедура проведения проверок

Проверки и ревизии в целом проводятся по единому алгоритму.

1-й шаг. Вынесение уполномоченным должностным лицом (в большинстве случаев – начальником ОВД или его заместителем) органа внутренних дел постановления о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности по форме, приведенной в приложении № 1 к Инструкции № 636 (Пример 1).

Пример 1

Перечень уполномоченных должностных лиц содержится в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636, и именно им следует руководствоваться организациям и индивидуальным предпринимателям при появлении сотрудников милиции с подобным постановлением на руках. В постановлении определяется состав сотрудников милиции, которые будут участвовать в проверке1. Инструкция допускает, что проверки могут проводиться и одним сотрудником милиции, о чем свидетельствуют формулировки в формах актов, приведенных в приложениях № 5 и № 6 к Инструкции № 636. На стадии вынесения постановления также решается вопрос о привлечении специалистов и сотрудников правовых подразделений ОВД с целью включения их в состав проверяющих.

2-й шаг. Регистрация вынесенного постановления в специальном журнале, реквизиты которого предусмотрены в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636.

3-й шаг. Предъявление копии постановления и служебных удостоверений организации или индивидуальному предпринимателю (в служебном удостоверении должно быть четко указано, что проверяющий является сотрудником УБЭП2).

4-й шаг. Проведение проверки с составлением протокола3 и описи изымаемых документов в срок не более 30 дней и фиксация хода проверки на носители информации (видео- и аудиозапись, фото- и киносъемка).

5-й шаг. Составление акта проверки по ее...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?