Top.Mail.Ru

Заполняем декларацию соответствия условий труда

С 2014 года изменился порядок оценки рабочих мест на предмет безопасности. Вместе с ним у работодателей появилась обязанность подавать декларации в территориальные отделения Роструда по месту регистрации в отношении рабочих мест, признанных безопасными по результатам идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов. Изучим, на что кадровикам обратить внимание и как заполнить новый документ.

С 2014 года все работодатели обязаны подавать декларацию в отношении рабочих мест, признанных безопасными по результатам идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов. Разберемся, как это сделать.

С принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) существенно изменился порядок оценки рабочих мест на предмет безопасности. Так, раньше можно было не проводить аттестацию рабочих мест тех работников, чья трудовая функция была связана исключительно с работой на компьютерах, эксплуатацией оргтехники, использованием бытовых приборов (п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Теперь же спецоценку условий труда необходимо проводить на большинстве рабочих мест. Исключения составляют места (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Однако если раньше вредные и опасные факторы измеряли на всех рабочих местах, то теперь измерения проводят только там, где выявлена потенциальная вредность (ч. 1 ст. 12 Закона № 426-ФЗ). В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные условия труда не обнаружены или по результатам исследований и измерений признаны оптимальными или допустимыми, нужно подать декларацию соответствия условий труда госнормативам (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Тем самым работодатель подтверждает их безопасность, а значит, ему не придется платить страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам и предоставлять льготы (компенсации) за вредные условия труда.

К сведению

Декларацию нужно подавать только по результатам проведения процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Идентификацию должен проводить эксперт организации, привлеченной для специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). Таким образом, работодатель не вправе самостоятельно проводить идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и декларировать по ее результатам безопасные рабочие места.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 426-ФЗ, для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю следует создать комиссию. Число ее членов должно быть нечетным. В состав входят представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Состав и порядок деятельности комиссии следует утвердить приказом (распоряжением) работодателя. Тогда же утверждается и график проведения спецоценки.

Идентификация потенциально вредных и / или опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией. Так, если вредные и / или опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда признаются комиссией допустимыми, а исследования / испытания и измерения вредных и опасных производственных факторов не проводятся. Если же такие факторы были обнаружены, то комиссия должна принять решение о проведении соответствующих исследований и измерений.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правила уничтожения персональных данных

В каких ситуациях и в какие сроки необходимо уничтожать персональные данные? Каков порядок их уничтожения? Что будет за нарушения в этой сфере? Какие документы составить, чтобы соблюсти установленные действующими нормативными правовыми актами требования? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Даем готовые образцы приказа о создании постоянно действующей комиссии по уничтожению документов, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении неправомерно использованных персональных данных. Предлагаем формулировки для локального нормативного акта компании (о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений) и договоров с контрагентами (с обязательством уничтожить передаваемые по договору персданные в установленных случаях).

Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных

В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о представлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.