Top.Mail.Ru

Специальная оценка условий труда: изучаем новые правила

С этого года компании вместо аттестации рабочих мест обязаны проводить специальную оценку условий труда. Какие рабочие места подлежат оценке? Когда нужно проводить спецоценку? Как подготовиться к ее проведению? В каком порядке следует использовать результаты специальной оценки труда? Какая ответственность грозит за ее непроведение? Комментарий к новому закону читайте в материале нашего автора.

С 1 января 2014 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Суть документа в том, что вместо аттестации рабочих мест все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Выясним, на кого распространяются положения законодательства о специальной оценке условий труда, и расскажем об особенностях проведения этой процедуры.

До 2014 года компании были обязаны проводить аттестацию своих рабочих мест. Эта обязанность предусматривалась ст. 212 ТК РФ.

Аттестацию проводили, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и (или) опасные производственные факторы. Результаты аттестации использовались, например, при заполнении отчетности в соцстрах (расчет по форме № 4-ФСС). Чиновники фонда учитывали сведения об аттестации и предоставляли компаниям скидки к тарифу взносов «по травматизму» или же, наоборот, устанавливали надбавки.

Компании были обязаны проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, на которых выполнение трудовых функций могло причинить вред здоровью и жизни сотрудников (п. 2 и 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Например, можно было не аттестовывать некоторые рабочие места сотрудников, чья трудовая функция была связана с работой на компьютерах (п. 4 указанного Порядка).

Однако с 1 января 2014 года такого понятия, как «аттестация рабочих мест», больше не существует. Оно исключено из ТК РФ. С этого года вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Сразу скажем, что изменилось не только название, но и суть проводимых процедур.

Что такое спецоценка

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Какие рабочие места подлежат оценке

Специальной оценке подлежат все рабочие места. Ее нужно проводить независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Специальную оценку можно не проводить только в отношении условий труда надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

К сведению

Никаких исключений для офисных работников Закон № 426-ФЗ не предусматривает. Поэтому специальную оценку, по всей видимости, потребуется проводить в отношении всех офисных рабочих мест. Ранее чиновники также считали, что если работник больше половины рабочего времени проводит за компьютером, то такие рабочие места подлежат аттестации (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).

Когда проводить спецоценку

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку можно не проводить.

Что же до общих сроков проведения специальной оценки условий труда, то ее требуется проводить не реже, чем один раз в пять лет.

Однако законодатели предусмотрели несколько случаев, когда работодатель обязан провести спецоценку внепланово. К ним...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.