С этого года компании вместо аттестации рабочих мест обязаны проводить специальную оценку условий труда. Какие рабочие места подлежат оценке? Когда нужно проводить спецоценку? Как подготовиться к ее проведению? В каком порядке следует использовать результаты специальной оценки труда? Какая ответственность грозит за ее непроведение? Комментарий к новому закону читайте в материале нашего автора.
С 1 января 2014 года вступило в силу большинство положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Суть документа в том, что вместо аттестации рабочих мест все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Выясним, на кого распространяются положения законодательства о специальной оценке условий труда, и расскажем об особенностях проведения этой процедуры.
До 2014 года компании были обязаны проводить аттестацию своих рабочих мест. Эта обязанность предусматривалась ст. 212 ТК РФ.
Аттестацию проводили, чтобы оценить условия труда на рабочих местах и выявить вредные и (или) опасные производственные факторы. Результаты аттестации использовались, например, при заполнении отчетности в соцстрах (расчет по форме № 4-ФСС). Чиновники фонда учитывали сведения об аттестации и предоставляли компаниям скидки к тарифу взносов «по травматизму» или же, наоборот, устанавливали надбавки.
Компании были обязаны проводить аттестацию не всех рабочих мест, а только тех, на которых выполнение трудовых функций могло причинить вред здоровью и жизни сотрудников (п. 2 и 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н). Например, можно было не аттестовывать некоторые рабочие места сотрудников, чья трудовая функция была связана с работой на компьютерах (п. 4 указанного Порядка).
Однако с 1 января 2014 года такого понятия, как «аттестация рабочих мест», больше не существует. Оно исключено из ТК РФ. С этого года вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Сразу скажем, что изменилось не только название, но и суть проводимых процедур.
Что такое спецоценка
Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Какие рабочие места подлежат оценке
Специальной оценке подлежат все рабочие места. Ее нужно проводить независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Специальную оценку можно не проводить только в отношении условий труда надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физлиц, которые не являются предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
Никаких исключений для офисных работников Закон № 426-ФЗ не предусматривает. Поэтому специальную оценку, по всей видимости, потребуется проводить в отношении всех офисных рабочих мест. Ранее чиновники также считали, что если работник больше половины рабочего времени проводит за компьютером, то такие рабочие места подлежат аттестации (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Когда проводить спецоценку
Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку можно не проводить.
Что же до общих сроков проведения специальной оценки условий труда, то ее требуется проводить не реже, чем один раз в пять лет.
Однако законодатели предусмотрели несколько случаев, когда работодатель обязан провести спецоценку внепланово. К ним...