В этом году планируется принятие сразу нескольких законопроектов, ужесточающих нормы, касающиеся области занятости инвалидов. В начале весны были увеличены штрафы за отказ в приеме на работу людей, ограниченных в трудоспособности. Планируется сократить минимальную численность сотрудников в организациях, которые обязаны предоставить квоту для приема на работу инвалидов. О том, какие обязанности лежат на работодателях и можно ли как-то их избежать, читайте в статье нашего автора.
Несмотря на нарушения здоровья, инвалидам так же, как и остальным людям, необходимо питаться, одеваться и проводить досуг. На все это требуются, как известно, немалые средства. Так почему же в настоящее время не все инвалиды могут трудиться? Каким образом государство способствует трудоустройству инвалидов в нашей стране? Что предпринимают для этого работодатели? Какова ответственность за нарушение законодательства в области занятости инвалидов? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой статье.
Закон определяет инвалидов как лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью 1. Трудовая деятельность для инвалидов имеет некоторые ограничения по сравнению с другими работниками.
Еще в 1993 г. на международном уровне Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были приняты Правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Они провозглашали соблюдение принципа, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права, особенно в области занятости. Причем как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельности на рынке труда 2. Руководствуясь данными Правилами, государствам следует поддерживать включение инвалидов в свободный рынок труда. Такая поддержка может осуществляться с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление стимулируемых квот, резервируемое или целевое трудоустройство, предоставление ссуд или субсидий мелким предприятиям, нанимающим рабочих-инвалидов и пр.
В 2006 г. Организацией Объединенных Наций принята Конвенция о правах инвалидов 3, в ст. 27 которой установлена обязанность государств обеспечивать и поощрять реализацию прав на труд инвалидов путем принятия в законодательном порядке мер, направленных на запрет дискриминации по признаку инвалидности, защиту прав инвалидов наравне с другими, стимулирование их найма в частном секторе и т.д.
Исходя из установленных принципов главным для государств в области труда и занятости инвалидов является реализация их права на труд наравне с другими. Поэтому странам – участникам ООН надлежит принять ряд мер, направленных на предоставление возможности инвалидам работать без какой-либо дискриминации в благоприятных условиях труда, наравне с другими гражданами. Россия не является исключением.
Квотирование рабочих мест
Законом установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%) 4.
Каждый субъект РФ, следуя установленным нормам федерального законодательства, самостоятельно устанавливает квоту, действующую именно в этом субъекте. Так, ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее – Закон г. Москвы) обязывает работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливать квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников, среди которых 2% – для трудоустройства инвалидов.
При этом работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения.
Таким образом, организации, отвечающие требованиям ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы, а именно – осуществляющие деятельность на территории города Москвы и имеющие среднесписочную численность работников более 100 человек, обязаны соблюдать этот закон в части создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По такому же принципу организации обязаны соблюдать законодательство о правах инвалидов на труд и в других субъектах Федерации. А каким образом они обязаны это делать, вы узнаете в следующем разделе.
Обязанности работодателя по трудоустройству инвалидов
Обязанности работодателей в области трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой определены ст. 24 Закона о социальной защите. Так, работодатели обязаны:
- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
- создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Следует отметить, что до 01.01.2005 действовала ч. 4 ст. 21 Закона о социальной защите 5, обязывающая работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов ежемесячно вносить в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты. Размеры и порядок внесения работодателями указанной платы определялись органами государственной власти субъектов.
Таким образом, работодатели обязаны соблюдать указанные выше нормы законодательства о социальной защите и занятости инвалидов, внесение же платы в бюджет субъектов РФ с 1 января 2005 года стало не обязанностью, а правом работодателя (при этом...