Top.Mail.Ru

Как «подогнать» личность руководителя под должность

Не секрет, что личностные качества руководителя играют значительную роль в управлении коллективом. Именно они пересекаются с деятельностью начальника, образуя индивидуальный стиль руководства. О том, как обеспечить ­эффективное управление, читайте в статье нашего эксперта.
Тех, кто желает и сам иметь много хлопот,
и другим доставляет их, я поставил бы
в разряд годных к власти
Сократ

Есть множество точек зрения относительно стилей управления, их эффективности, оправданности, результативности. Как выработать наиболее ­рациональный индивидуальный стиль руководства? Каким быть ­руководителем?

Руководитель выступает одним из участников сложного процесса под названием «управление». В рамках этого процесса общаются, трудятся, сотрудничают, конфликтуют разные люди. Разумеется, их интересы, эмоции, потребности находятся в сложном сплетении. Именно из-за этого эффективность управления во многом зависит от личных качеств, проявляемых всеми участниками процесса управления, в том числе и ­руководителями любого уровня.

Деятельность руководителя

Личные качества руководителя пересекаются с его деятельностью, образуя такое понятие как «индивидуальный стиль руководства». Это понятие означает повторяющиеся способы деятельности, которые ­обеспечивают эффективное управление.

В настоящее время существует множество разных типологий стилей руководства. Мы же воспользуемся «решеткой менеджмента», разработанной Р. Блейком и Дж. Моутоном. Она представлена системой координат, где одна линия ведет к достижению наибольших результатов в производстве, а другая линия направлена на личность, на улучшение условий трудовой деятельности, на учет желаний и потребностей работников (1 – ­отражает минимальный уровень заинтересованности, 9 – ­максимальный).

Сразу скажем, что эта типология очень условна. В реальной жизни вряд ли найдется руководитель, который четко соответствует только одному стилю управления. Обычно стиль определяется по преобладающему признаку, а в каждой конкретной ситуации наиболее оптимальным может оказаться любой из стилей. Жизнь настолько сложна, что требует от руководителей формирования собственного, гибкого, динамичного, оптимального стиля управления.

Координаты 9.1. Тип жесткого администрирования

При этом стиле управления результат производства является основной и практически единственной целью. Человек здесь только исполнитель. Все, что связано с личностью работника (его потребности, интересы, желания и даже физическое самочувствие), совсем не принимается во внимание. Основной метод управления – регулярный и полный контроль. Подобный стиль называют по-разному: автократический, авторитарный, директивный. Его основной характеристикой является жесткость. Решения принимаются единолично. Другое мнение для такого руководителя неприемлемо, он часто бывает резок в отношениях с подчиненными. ­Руководитель сам определяет задачи и пути их выполнения. Этот стиль может быть полезен при управлении коллективом, попавшим в чрезвычайные обстоятельства, где необходима абсолютная власть и подчинение. Он может быть применен на начальном этапе становления трудового ­коллектива, а также когда перед командой ­стоят важные и срочные задачи.

В то же время данный стиль не подходит и плохо влияет на результаты труда творческого коллектива, где нужна свобода для каждого при совместных обсуждениях нестандартных и сложных задач. Особенно вредны указания на личные промахи тех, кто внес неудачные предложения. Это сразу снижает интеллектуальную активность,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Влияние цвета на человека

Рассказываем о значении цвета в психологии и психотерапии, как его можно использовать для лечения и расслабления, при стрессовых ситуациях, синдроме хронической усталости. В табличной форме даем описание цветов и их влияние на психофизическое состояние человека (как положительное, так и отрицательное). Предлагаем упражнения (цветовая соляризация воды, дыхание) и советы по выбору цвета одежды для разных задач (переговоров или дружеских посиделок).

О различиях мужчин и женщин

Накануне гендерных праздников самое время порассуждать о том, насколько все-таки разные (или, наоборот, похожи) мужчины и женщины. Как пол и гендер влияют на мозг и способности. Каким образом исторически складывалось отношение к женским и мужским способностям и талантам. Почему женщины практически не выбирают технические профессии, а мужчины нечасто выбирают профессии, связанные с творчеством и самовыражением. Как воспитывать детей, чтобы развить в них те области, которые будут близки им, а не навязаны стереотипами общества.

Выбираем подарки к женским и мужским праздникам

Для кого-то 23 Февраля и 8 Марта – ​повод отдохнуть и повеселиться. А для кого-то – ​головная боль на тему «Что будем дарить?» Нередко задачу подобрать подарки ставят отделу персонала, причем требуют сделать это оригинально и интересно. Разбираемся, зачем в принципе люди дарят подарки, как правильно достичь именно той цели, которая за этим стоит, и чего точно не следует делать.

Если бы коллеги были сказочными персонажами

Даже если на улице не снежная зима и не морозы под – 40°С, приближение Нового года все равно ощущается. А как лучше всего поднять себе настроение? Присмотреться к коллегам. Ведь накануне семейного праздника они как никогда становятся похожими на сказочных персонажей! Под масками ваших коллег скрываются Царевны Несмеяны, трудолюбивые Золушки и даже вредные Бабки Ёжки. Давайте присмотримся повнимательнее в первую очередь к коллегам-женщинам, ведь их в кадровых службах большинство.

Топ‑10 эффективных способов борьбы с сонливостью на работе

Сонливость на работе – ​крайне неприятное состояние. Спать хочется, а нельзя. Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна; зачем проветривать помещение; что предпринять, чтобы быстро засыпать и высыпаться; какие упражнения делать, чтобы проснуться; какой запах использовать в аромалампе и как психологически настроиться на продуктивный сон.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.