Во время проверки контролирующими организациями кадровик должен понимать психологию проверяющих и держать под контролем свои эмоции, чтобы правильно выстроить собственную линию поведения. О том, как это сделать, поговорим в статье.

С точки зрения организации труда работа сотрудника кадровой службы отличается от других профессий. С одной стороны, рутинная работа, когда нужно кропотливо вести кадровый документооборот. Причем часто – ​в условиях хронического цейтнота, ведь времени всегда не хватает. А с другой стороны, при работе с людьми нужно обладать изрядной стрессоустойчивостью, иметь самообладание, уметь, как говорят японцы, «сохранять лицо» и правильно выстроить коммуникации с сотрудниками, которые часто сами находятся в стрессе. Что уж говорить о ситуациях, когда приходят представители контролирующих структур (например, ГИТ).

Люди вообще не любят, когда их проверяют. Вспомните школьные годы: стояние у доски, пересказ домашнего задания, контрольные работы или экзамены. Одни краснеют, другие бледнеют, иногда становится трудно дышать. В общем, хорошего мало. Мы стараемся избежать оценки нашей работы любыми путями: прогуливаем, отлыниваем, «заболеваем», придумываем себе «уважительные причины» – ​лишь бы не подвергаться оценке других людей (учителей, начальства, контролеров).

Тем не менее, грамотно общаясь с людьми из трудовой инспекции или другой государственной структуры, можно свести стресс к минимуму и даже извлечь пользу. Для этого нужно знать, во-первых, психологию проверяющего и, во-вторых, владеть навыками саморегуляции.

Психология проверяющего

Проверяющие подчас могут вести себя довольно жестоко. Для человека, которого подвергают проверке, болезненным является не сам факт оценки результатов его работы, а поведение другого лица – ​человека, который обладает властью и авторитетом и воспринимается как эксперт. Будучи проверяемыми, мы можем даже задаваться вопросом, почему контролеры так жестоки, так дотошны и все время недовольны?

Иногда может появляться мысль о том, что представитель госструктуры – ​прирожденный садист, изощренный в психологических пытках. Откуда у людей берется пресловутая жестокость, почему многие проверяющие ведут себя не как люди, способные понять и простить? Почему у человека, надевшего мундир чиновника, пропадает все человеческое, когда за малейшую досадную ошибку в документах он может применить самые серьезные санкции, затрагивающие как организацию, так и лично кадрового специалиста?

К сведению

Известный американский исследователь Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов, во время которых он пытался выяснить, насколько далеко могут пойти люди в причинении боли другим при условии, если это входит в их обязанности. Один из участников эксперимента должен был заучивать пары слов, а другой выступал в роли учителя. В качестве методического средства, «облегчающего» усвоение материала, учитель использовал электрический ток. К ученику были подключены электроды, и он должен был испытывать удары тока различной интенсивности всякий раз, когда учитель нажимал на кнопку. Учитель мог увеличивать напряжение с помощью переключателя, причем для того, чтобы знать, какое воздействие оказывается на испытуемого, около цифры, обозначающей величину напряжения, были надписи «Слабый удар» (Slight Shock), «Умеренный удар» (Moderate Shock), «Сильный удар» (Strong Shock), «Очень сильный удар» (Very Strong Shock), «Интенсивный удар» (Intense Shock), «Крайне интенсивный удар» (Extreme Intensity Shock), «Опасно: труднопереносимый удар» (Danger: Severe Shock). Конец шкалы напряжения составлял 450 вольт, удар током при таком напряжении приводит к летальному исходу. Ученик и учитель находились в разных комнатах, при этом в качестве ученика выступал подготовленный актер, который с помощью криков, стонов и мольбы изображал страдание (на самом деле он не получал удары током).

Эксперимент начинался, учитель произносил испытуемому слова, которые нужно было запомнить, а затем, когда ученик ошибался, производился удар током. Напряжение постепенно увеличивалось, ученик просил остановить эксперимент, просил о пощаде, жаловался на боли в сердце. Тем не менее до конца шкалы «дошли» две трети всех учителей. Другими словами, две трети людей были готовы убить другого человека только за то, что он никак не мог правильно выучить пары слов!

На испытуемых, выступавших в роли учителей, действовал авторитет экспериментатора. Экспериментатор не угрожал, не шантажировал, а просто просил их выполнить задание, говоря, что вся ответственность лежит на нем. Учителей просили перед экспериментом действовать не обращая внимания на жалобы их подопечных. При этом учителя были обычными среднестатистическими гражданами (перед экспериментом проводилось тестирование, чтобы в эксперименте приняли участие самые обычные люди).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Оформите годовую подписку 2022 в октябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Требования к кандидатам в эпоху коронавируса

Пандемия вносит свои коррективы во все сферы жизни. В сложившихся обстоятельствах HR-менеджерам и руководителям следует немного изменить тактику подбора персонала и обращать внимание не только на профессиональные навыки и опыт, но и оценивать другие качества, о которых пойдет речь в статье. Это позволит укомплектовать штат нужными людьми, избежать текучки и сохранить конкурентоспособность.

Когда в работе важен эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект – ​это очень популярное в последние годы словосочетание. Почему он так важен всем тем, кто пересекается в своей работе с людьми? В статье разбираемся, что это такое и как его можно использовать в повседневной работе кадровика. Рассказываем, в каких сферах в компании его применение будет особенно эффективно. Какими методами это можно достигнуть на практике. Освоите техники овладения новым популярным рабочим инструментом, оцените все его возможности и ограничения, чтобы применять его точечно, где необходимо, а не там, где он, скорее всего, окажется бесполезен или даже вреден.

Совещания в Zoom по телефону

Удаленная работа продолжается в компаниях полностью или частично. Многие работодатели используют Zoom для видеоконференций. Причем не секрет, что телефон заменяет нам персональный компьютер в решении рабочих вопросов. Смартфон всегда с нами, и все больше рабочих функций становится доступно именно на нем. Мы уже рассказывали, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. Сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom в телефоне.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Как научиться умению убеждать

Как научиться обосновывать свою позицию и изменять точку зрения собеседника? Это крайне важное умение порой имеет большее значение, чем профессиональные навыки, волевые и морально-нравственные качества. Оно пригодится не только в серьезных вопросах (повышение в должности или зарплаты), но и по мелочам (раньше уйти с работы, попросить служебный автомобиль и т.д.). Расскажем об ошибках, которые часто допускают люди, пытаясь кого-нибудь убедить в своей правоте, и методах, как их не допускать.

Как справиться с агрессией в коллективе

Сейчас проблемы агрессивного поведения особенно актуальны. Плохие новости, нестабильная экономическая ситуация, беспокойство о здоровье близких, обязательность вакцинации только повышают градус накала. Любому кадровому специалисту нужно уметь противостоять враждебности, чтобы не только сохранить душевное спокойствие и здоровье, но и выполнять свои прямые профессиональные обязанности. Агрессия – ​древнейшая форма поведения, которую трудно контролировать у себя, а с другой стороны – ​нелегко отражать враждебные психологические «атаки» со стороны руководства, коллег и подчиненных. Простого рецепта здесь нет. Чтобы умело управлять враждебно настроенным человеком или коллективом, надо хорошо разбираться в механизмах агрессии и уметь вовремя сориентироваться в потенциально конфликтной ситуации. В этом мы вам поможем.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.