Известный американский исследователь Стэнли Милгрэм провел серию экспериментов, во время которых он пытался выяснить, насколько далеко могут пойти люди в причинении боли другим при условии, если это входит в их обязанности. Один из участников эксперимента должен был заучивать пары слов, а другой выступал в роли учителя. В качестве методического средства, «облегчающего» усвоение материала, учитель использовал электрический ток. К ученику были подключены электроды, и он должен был испытывать удары тока различной интенсивности всякий раз, когда учитель нажимал на кнопку. Учитель мог увеличивать напряжение с помощью переключателя, причем для того, чтобы знать, какое воздействие оказывается на испытуемого, около цифры, обозначающей величину напряжения, были надписи «Слабый удар» (Slight Shock), «Умеренный удар» (Moderate Shock), «Сильный удар» (Strong Shock), «Очень сильный удар» (Very Strong Shock), «Интенсивный удар» (Intense Shock), «Крайне интенсивный удар» (Extreme Intensity Shock), «Опасно: труднопереносимый удар» (Danger: Severe Shock). Конец шкалы напряжения составлял 450 вольт, удар током при таком напряжении приводит к летальному исходу. Ученик и учитель находились в разных комнатах, при этом в качестве ученика выступал подготовленный актер, который с помощью криков, стонов и мольбы изображал страдание (на самом деле он не получал удары током).
Эксперимент начинался, учитель произносил испытуемому слова, которые нужно было запомнить, а затем, когда ученик ошибался, производился удар током. Напряжение постепенно увеличивалось, ученик просил остановить эксперимент, просил о пощаде, жаловался на боли в сердце. Тем не менее до конца шкалы «дошли» две трети всех учителей. Другими словами, две трети людей были готовы убить другого человека только за то, что он никак не мог правильно выучить пары слов!
На испытуемых, выступавших в роли учителей, действовал авторитет экспериментатора. Экспериментатор не угрожал, не шантажировал, а просто просил их выполнить задание, говоря, что вся ответственность лежит на нем. Учителей просили перед экспериментом действовать не обращая внимания на жалобы их подопечных. При этом учителя были обычными среднестатистическими гражданами (перед экспериментом проводилось тестирование, чтобы в эксперименте приняли участие самые обычные люди).