Любому неподготовленному человеку довольно легко стать жертвой манипулятора. Последствия могут быть как не очень серьезными, например, покупка ненужного товара для офиса, так и довольно существенными, скажем, заключение невыгодной сделки от имени компании. Как защититься от психологического давления, нейтрализовав его, рассказывает наш постоянный эксперт.
Периодически любой человек совершает ошибки, делает то, чего не хотел делать, став жертвой психологических манипуляций. Представители некоторых профессий подвержены этому в особенности, например, бухгалтеры. Чтобы избежать психологического давления, нужно знать его механизм, а также свои «слабые места». И, конечно, владеть техниками нейтрализации нежелательного психологического воздействия со стороны коллег и партнеров.
Излишне говорить, что каждый человек большую часть времени является объектом чьих-то манипуляций. Кроме того, каждый и сам активно манипулирует другими людьми. Что такое манипуляция? Имеет ли это слово какой-то самостоятельный смысл, помимо простого взаимодействия? Может быть, это какое-то модное словечко наряду с увлечением гороскопами, «чисткой кармы», нумерологией и прочими оккультными и псевдооккультными вещами?
Манипуляция – это воздействие на другого для достижения своих целей. При этом объект манипуляции не знает, что его используют. Мало того, проводящий манипуляцию прилагает усилия к тому, чтобы скрыть свои истинные цели. У разведчиков есть термин «использовать вслепую». Это означает, что «жертва» даже не догадывается, что у нее получают важную информацию.
Задача манипулятора – заставить человека сделал что-то, чего он не хочет делать: выдать важную информацию, поставить подпись и так далее. Объектами манипуляций обычно являются люди, имеющие достаточно высокий статус, влияние, ресурсы, деньги. В организации наиболее уязвимыми становятся директор и главный бухгалтер. Именно они – носители ценной информации – и принимают важные для организации решения. Поэтому главному бухгалтеру нужно разбираться в психологии общения, чтобы вовремя распознавать манипуляции и принимать меры.
Автоматизмы
Наша жизнь настолько переполнена информацией, что мы не успеваем ее обрабатывать. На работе постоянно что-то происходит: появляются новые клиенты, меняется руководство, меняется рынок, меняются технологии, да что там говорить – люди по два-три раза в течение жизни меняют профессию. А на досуге мелькают новости, появляется новая музыка, фильмы, книги, «прыгают» курсы валют, цены на жилье.
Поток информации нас захватил, мы не можем трезво оценивать себя и окружающих, мы постоянно переключаемся с одного на другое, но наша психика к этому не приспособлена. Такое положение дел характерно лишь для последних полутора сотен лет, а тысячелетиями ранее человек вел более спокойный образ жизни. Люди на протяжении всей жизни занимались одним делом; жизнь, по сравнению с нынешней, была значительно более скудна на события, никто не говорил, что надо делать, ведь телевизора, рекламы и Интернета не было.
А сейчас мы платим за нашу осведомленность тем, что не способны порой отличить добрые намерения людей от злых. Это происходит потому, что мы мыслим стереотипами.
Представим себе следующую ситуацию. Некто покупает, например, холодильник. Но у него есть выбор – купить холодильник у продавца А или у продавца В. Холодильники имеют одинаковую стоимость и качество (допустим, они одного и того же производителя). У какого продавца купят холодильник – у А или у В? Эта задача не имеет однозначного ответа, потому что продаст товар тот, кто раньше начнет использовать стереотипы покупателя. Например, тот, кто скажет, что точно такой же холодильник позавчера купил президент нашей страны. Тем самым продавец «сыграет» на стремлении подражать авторитету.