Top.Mail.Ru

«Паутина» корпоративных войн: как выжить главному бухгалтеру?

Для главного бухгалтера, как и для любого сотрудника, занимающего высокую или ключевую должность в организации, необходимо знать о корпоративных играх. Это поможет не только сохранить душевное равновесие, расти профессионально, но и защититься от подковерных интриг. Узнаем, с чем чаще всего приходится встречаться в офисной жизни и как этого избежать.

Чем больше компания, тем больше в ней интриг. Помимо профессиональных знаний, главбуху надо хорошо разбираться в политической борьбе, знать, что можно ожидать от ближайшего окружения, вовремя принимать меры и выстраивать собственную независимую линию поведения.

В мире всегда существовало разделение людей. Есть талантливые и бесталанные, есть богатые и бедные, есть правители, а есть простые граждане. У одних людей чего-то больше, чем у других, – денег, власти, влияния, признания. Те, кто не имеют этого, вынуждены бороться, чтобы приобрести больший статус в обществе. Корни такого поведения уходят далеко вглубь истории. Жизнь сама по себе – это продукт конкуренции, ведь выживают сильнейшие.

Человек, у которого «все есть» и которому не нужно ни за что бороться, быстро теряет вкус к жизни, ему становится скучно. Люди, достаточно быстро достигшие материального благополучия, как правило, несчастны, особенно если не могут придумать, как распорядиться внезапно свалившимся богатством. Специалисты-рекрутеры больших городов знают, что самыми лучшими сотрудниками подчас оказываются не коренные горожане, имеющие несколько высших образований и прошедшие кучу тренингов, а кандидаты из глубинки, которые согласны работать где угодно и кем угодно. Ведь они приехали «завоевывать» город, бороться, конкурировать, доказывать свое право жить здесь. Коренные жители в большинстве своем пресыщены, ориентируются на более высокий уровень дохода и более спокойные условия труда.

Конкуренция существует и внутри организации. Не секрет, что на самых высоких должностях часто оказываются не самые умные, а самые настойчивые, или самые «пробивные», или самые хитрые. В организации всегда идет незримая борьба всех со всеми. Не стоит питать иллюзий, думая, что коллега, с которым ежедневно обедаешь в офисной столовой или танцуешь медленный танец на корпоративном вечере, не может в своих целях выставить вас в невыгодном свете. Не стоит думать, что соседка по кабинету никогда не расскажет о пикантных подробностях вашей личной жизни, чтобы показать свою осведомленность в беседе с вышестоящим начальником. Цивилизация, к сожалению, не сделала нас добрее, терпимее и деликатнее по отношению друг к другу, поэтому даже если стычки и войны перестали быть кровавыми, они никуда не делись и ушли в психологическую реальность, где последствиями борьбы являются не травмы и укусы, а душевная боль и потеря доверия к людям.

Пример 1

В организации произошел конфликт между Оксаной, бухгалтером по заработной плате, и Аленой, заместителем главного бухгалтера. Обе девушки хотели занимать особое место в компании, в частности, старались завоевать благосклонность своей начальницы – главного бухгалтера Светланы. Сначала они боролись за право первой подавать отчет в понедельник (победила заместитель главного бухгалтера), затем между ними произошла стычка, где каждая доказывала свою правоту (речь шла о вопросах налогообложения, и верх одержала бухгалтер по зарплате). В конце концов, как это часто бывает, соперницы стали изучать вкусы и пристрастия друг друга в одежде, проводить ревизию хобби и критиковать друг друга. Война даже перешла в киберпространство, когда на городском форуме они начали оскорблять друг друга.

Алена решила действовать стратегически – привлечь на свою сторону главбуха. Она тщательно изучила привычки и увлечения руководителя и однажды предложила ей съездить в турпоездку в одну из европейских стран. Главный бухгалтер давно мечтала о ней, но у нее не хватало денег, а Алена смогла найти очень выгодный вариант. После поездки они стали практически лучшими подругами, но Алена продолжала вести себя скромно и вроде бы даже не стремилась использовать упрочившееся знакомство для карьерного роста. Тем не менее она как-то пожаловалась Светлане, что заместитель главного бухгалтера ущемляет ее, не дает расти и вообще неприязненно к ней относится.

После этого в психологической войне наступил перелом. Оксана, будучи неплохим специалистом, не смогла противостоять «объединенным силам» Светланы и Алены. К Оксане стали придираться, давать дополнительные задания, которые раньше выполняла Алена, а Алену начали привлекать к решению вопросов, которыми занималась Оксана. Кроме того, на учебные семинары и тренинги стали активно направлять Алену, всячески развивая ее профессиональные навыки. Ее даже отправили на довольно дорогую конференцию, которая была посвящена вопросам бухгалтерского и управленческого учета и участие в которой изначально должна была принять Оксана. В общем, психологическая обстановка стала тяжелой. Тогда Оксана решила уволиться, рассудив, что лучше строить карьеру на новом месте. Но и после этого ее не оставили в покое – новые потенциальные работодатели хотели получить рекомендации с предыдущего места работы Оксаны, а Светлана, главный бухгалтер, всем новым работодателям говорила про Оксану, что она «специалист компетентный, но человек очень конфликтный…». Поэтому бывшему заместителю главного бухгалтера удалось устроиться на работу только после нескольких месяцев поисков.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.