Любые эмоции принято исключать из рабочей реальности. Люди даже выработали специальные приемы, которые призваны скрыть человеческие слабости. Рассказано, почему нельзя подавлять эмоции и как создать позитивный настрой в офисе.
Что делать, если сотрудники спят на ходу и не проявляют инициативы? Может быть, причина в том, что в бухгалтерии хронически плохое настроение? Тогда нужно срочно принять меры – «растормошить» коллектив и вселить в него бодрость. Физическая активность, творческий подход, позитив в общении уничтожают уныние и скуку и возвращают работникам улыбки и блеск в глазах.
Равнение на скуку
В деловом мире выражение эмоций – явление если и не осуждаемое, то, по крайней мере, нежелательное. Считается, что сотрудник, остро реагирующий на несправедливость и обиду или слишком бурно проявляющий радость или гнев, – слабый профессионал. Он позволяет чувствам одержать верх над разумом. Во время деловых переговоров собеседники могут, конечно, демонстрировать доброжелательность и благодушие, но это показное поведение. Говорить о том, что люди бизнеса искренне любят друг друга, это все равно что утверждать, будто оскал акулы выражает неподдельную радость.
Поэтому эмоции принято исключать из рабочей реальности. Люди выработали специальные приемы, которые призваны скрыть человеческие настроения и слабости. Как обычно мы «расправляемся» с нашими чувствами в офисе?
Стиль одежды
Военно-аскетические требования к офисному одеянию призваны всех уравнять. Руководить проще теми, кто одинаково выглядит. Для военнослужащих существуют строгие требования к одежде – цвет, покрой; шевроны должны носиться согласно регламенту. Подобные ограничения есть и в гражданских организациях.
Дресс-код как бы «приглушает» стремление выражать радость, восторг, гнев, удивление. Человек хочет выразить свое отношение к новому проекту или сотруднику, но, оглядевшись, обнаруживает, что кругом такие же люди, одетые как под копирку: светлая рубашка или блузка, темные брюки или юбка. Одинаково одетые коллеги молчат, не выражая ни печали, ни радости, и сотрудник понимает, что проявлять эмоции как-то неуместно.
Руководители тоже придерживаются строгого стиля в одежде. Яркие, пестрые цвета придают поведению легкомыслие и человечность, а это – нежелательные качества для начальника.
В известном голливудском фильме «План побега» главные герои планируют вырваться из заключения. Чтобы эта затея удалась, нужно изучить повадки персонала тюрьмы – их привычки, склонности. Но охранники носят специальную темную одежду, за которой не видно даже фигур, а лица закрыты масками. Это сделано для того, чтобы служащие превратились в безэмоциональных роботов. С такими нельзя вступить в контакт, подружиться. Кроме того, самим охранникам проще работать с заключенными, когда на них обезличивающая форма. Так легче накричать на человека, надеть на него наручники, ударить.
Распорядок рабочего дня
День офисного сотрудника, как правило, проходит по расписанию. Прийти нужно к девяти, в десять – планерка, в два часа – обед, вечером – отчет. Все эти временные «вехи» настраивают человека на нужную эмоциональную волну. Во время отчета начальнику – испытать чувство вины, на планерке – изобразить внимательность, а в обед с доброжелательным видом общаться с коллегами.
Запрет на обсуждение определенных тем
Чтобы подавить эмоции, нужно меньше говорить на «чувствительные» темы. Как правило, это разговоры о политических пристрастиях, личной жизни. Беседовать рекомендуется на общие темы: где проводили отпуск, о ремонте автомобиля, кафе и кино.
Осуждение близких отношений
Могут ли курица и лисица быть друзьями? Конечно, нет. Одно животное – хищник, а другое – еда. В жизни организации коллеги, конечно, не едят друг друга на обед, но иногда используют в своих целях. Как пожаловаться начальнику на то, что его подчиненный не выполняет свою работу, особенно когда он – близкий друг, жена, муж, возлюбленный?
Неформальные корпоративные правила запрещают дружбу и более близкие отношения. Сотрудники, которые общаются между собой вне работы, вызывают у начальства повышенный...