Top.Mail.Ru

Как в отпуске: учимся отдыхать на рабочем месте

В работе главбуха, с точки зрения психофизиологии, можно выделить два режима работы – обычный и отчетный. В обычном режиме бухгалтер занимается повсе­дневными делами, в отчетном – мобилизует все свои внутренние резервы. После отчетного периода надо суметь быстро переключиться в спокойный режим, чтобы восстановиться и подготовиться к новому стрессу. Хорошо, если у бухгалтера есть возможность уйти в отпуск, если же нет, то помогут простые рекомендации.

После сдачи годовой отчетности хочется, наконец, расслабиться. Но до летних отпусков еще далеко. Тем не менее можно отдыхать прямо за рабочим столом. О том, как это сделать, мы и расскажем в статье.

Два разных режима

В работе главбуха, с точки зрения психофизиологии, можно выделить два режима работы – обычный и отчетный. В обычном режиме бухгалтер занимается повседневными делами: вносит в базу информацию, оформляет документы, контролирует финансовую дисциплину компании. Текучка, конечно, тоже таит сюрпризы. В жизни бухгалтера много чего случается: от внезапной проверки контролирующих органов до сбоя работы бухгалтерской программы, когда приходится восстанавливать данные. Но это все-таки нечастые события. Поэтому организм функционирует нормально. Ему хватает времени для сна, приемы пищи регулярны, нет постоянной тревоги и волнений – обычно так проходят рабочие дни.

А вот в отчетный период надо напрягать все силы. И здесь есть несколько факторов. Во-первых, приходится обрабатывать большое количество информации, сверять отчеты, делать расчеты. Во-вторых, подготовка отчетности сама по себе вызывает повышенное волнение, потому что это ситуация оценки. Фактически контролирующие органы ­проверяют ­компетентность бухгалтерского работника.

Когда нас оценивают, мы испытываем возбуждение, которое переходит в тревогу. Работа организма перестраивается – в кровь поступают адреналин, инсулин и другие химические вещества. Такое состояние изматывает, поэтому многие после аврала чувствуют себя выжатыми, как лимон. Но, с другой стороны, волнение приятно. Человек стремится к тому, чтобы жить интенсивно, получать эмоции и впечатления. Кто-то находит их в работе, кто-то – в увлечениях, спорте и творчестве. Прыжки с парашютом, посещение рок-концертов, пейнтбол и альпинизм – все это способы жить «на полную катушку». В бухгалтерии схожие ощущения имеют место в период подготовки и сдачи отчетности. Несмотря на негативные эмоции, организм получает хорошую встряску, а она порой ­необходима, как закаливание холодной водой.

Обычно люди стремятся защититься от стресса, вызванного интенсивным темпом работы. В Интернете полно рекомендаций о том, как вести себя в эмоционально напряженных ситуациях и что делать, если приходится работать в авральном режиме. Специальная дыхательная гимнастика, приемы визуализации и физические упражнения рекомендуют, чтобы справиться с повышенным объемом заданий во время пика ­нагрузок.

Но что делать после, никто не советует. А зря, потому что человек должен перестроиться на новый режим работы – и восстановиться, и приготовиться к следующему рывку, который случится совсем скоро. Методы, которые используются для того чтобы пережить стресс, уже не годятся. Здесь нужно что-то другое.

Переключение в спокойный режим

Человечество придумало массу механизмов – от лифта до компьютера, чтобы облегчить себе жизнь и свести к минимуму физические нагрузки. Крестьянин начала прошлого века был вынужден тяжело работать, чтобы прокормить себя и свою семью. Обработка земли в то время была мало механизирована. Он, пожалуй, вообще не понял бы, почему может уставать современный офисный сотрудник, сидящий в тепле и комфорте за компьютером и встающий из-за стола, разве чтобы сходить на совещание или обед. Тем не менее мы, люди, живущие в эпоху технического прогресса, устаем.

Одна из причин усталости – необходимость переключаться с быстрого режима на медленный. Это требует особых навыков. Между прочим, неумение переключаться характерно для некоторых заболеваний.

Пример 1

Исследователи отмечают, что у больных гипертонической болезнью I и II стадий нарушается способность регулировать темп собственной деятельности. В качестве пробы им предлагают написать в строчку короткое слово, а затем изменить ритм и писать примерно вдвое медленнее. Как правило, большинству не удается резко снизить скорость.

После аврально-отчетного отрезка жизни бухгалтеру нужно войти в более...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.