Top.Mail.Ru

Лицом к лицу с неформальным лидером: практика отношений в бухгалтерии

Чтобы успешно работать в организации, главному бухгалтеру нужно понимать, кто «делает погоду» в коллективе, и строить отношения с учетом этой информации. Следует уметь распознавать неформальных лидеров и налаживать с ними контакт, а если они мешают, то нейтрализовать.

Выстраивая отношения в коллективе, бухгалтеру приходится иметь дело с лидерами. Нужно понимать психологические особенности данной категории людей – слабые и сильные стороны, недостатки и преимущества. А главбуху, который руководит отделом, знание качеств неформальных лидеров помогает управлять подчиненными.

Вспомните своих друзей и знакомых. Тех, с кем обычно проводите время – ходите в кино, отмечаете праздники. Подумайте, кто из них чаще других вносит предложения, распределяет задания, громче всех кричит и любит давать оценки окружающим? В каждой компании есть такой человек. Этот тот, кто руководит группой, решает споры. Его называют вожаком, заводилой, «главным» и другими терминами. Этот человек – неформальный лидер. Если вы подумаете о людях, с которыми работаете плечом к плечу, то также без труда определите того, кто играет первую скрипку.

Влияние неформальных лидеров

Хорошо это или плохо, когда в коллективе есть неформальные лидеры? Ответить на этот вопрос с определенностью невозможно. Как и любое явление в жизни неформальное лидерство имеет две стороны – позитивную и негативную.

Пример 1

Бухгалтер устроилась на новую работу. Начальница довольно скупо рассказала ей об обязанностях, сообщила лишь, где лежат документы – счета, накладные и прочая первичка. Главбух не познакомила девушку с коллективом и даже не объяснила, где в здании находятся другие отделы, с которыми надо взаимодействовать.

Зато на помощь пришла коллега – старший бухгалтер. Она рассказала новенькой, где столовая, кого как зовут и чем заняться в первую очередь. Старший бухгалтер оказалась неформальным лидером, она давно работала в организации, и ее уважал даже генеральный директор.

В данном примере неформальный лидер играет положительную роль. Официальный руководитель не выполняет своих обязанностей так, как нужно, и ему на помощь приходит человек из коллектива. Начальники часто ищут содействия у неофициальных помощников. Иногда неосознанно, а порой намеренно они выделяют одного из членов коллектива, дают ему особые полномочия, оказывают поддержку.

Лидеров даже делают «небольшими начальниками». Например, назначают на должности заместителей или прибавляют к названию слово «старший», «главный» и т.д. При этом особых полномочий у человека не появляется, просто он становится официальным представителем руководителя отдела. Так и появляются «старшие бухгалтеры», «ведущие операторы» и т.д.

К сведению

Интересный подход реализован в вооруженных силах США. Там феномен неформального лидерства поставили в буквальном смысле на службу. В каждом подразделении, помимо руководителя-офицера, есть сержант. Военнослужащие разделяют две функции управления – командование и руководство. Офицер отдает приказы, а организует их исполнение сержант. Это особая должность. Сержант обязан быть лидером, образцом поведения для простых солдат. Поэтому он лучше всех стреляет, управляет техникой, физически подготовлен, безупречно выглядит и правильно отдает команды. При этом существует даже особая параллельная иерархия сержантов – штаб-сержант, мастер-сержант, сержант первого класса, главный сержант. Есть должность главного сержанта армии, он хоть и не является офицером, но служит в штабе.

Порой неформальные лидеры становятся источниками проблем. Обладая реальной властью в группе, они влияют на отношения в коллективе и иногда мешают официальному, «законному» начальнику.

Пример 2

Главный бухгалтер компании заметила, что когда она дает распоряжение, то его либо выполняют с полуслова, либо исполнение затягивается на несколько дней. Она разобралась с этим вопросом, побеседовав с подчиненными. Выяснилось, что все советуются со своей коллегой, бухгалтером, неформальным лидером коллектива. Она подсказывает, как и что надо сделать, вносит, так сказать, «коррективы».

Неформальные лидеры вредят не только официальному начальнику, но и рядовым сотрудникам.

Пример 3

Кадровая служба завода столкнулась с необъяснимым явлением. Сотрудники бухгалтерии увольнялись один за одним. Главный бухгалтер не понимала, в чем дело. Менеджер по персоналу позвонила бывшей работнице и поговорила по душам. Та рассказала, что одна сотрудница развела настоящую дедовщину в бухгалтерии. Неофициальная «начальница» создала узкий круг общения, члены которого осложняли существование остальным – тем, кто не признавал ее власти. Участники сговора не делились профессиональной информацией, заставляли других брать в отпуск в неудобное время, коллективно жаловались начальству, выставляя «независимых» коллег в невыгодном свете, при этом они прикрывали ошибки друг друга.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.