Чтобы хорошо делать свою работу, главный бухгалтер должен быть внутренне близок к корпоративной культуре организации, иначе ему будет неуютно, как морской рыбе, помещенной в пресный водоем. Более того, ему необходимо сохранять выдержку, не делать быстрых выводов и не принимать поспешных решений. Какой бы ни была корпоративная культура организации, надо оставаться человеком – уважать коллег, руководство и сохранять чувство собственного достоинства. Такой набор качеств позволит адаптироваться к любой среде.
В одной компании работать легко, в другой – трудно. И дело далеко не всегда в объеме работы и условиях труда. Определяющим фактором часто является корпоративная культура организации. Чтобы комфортно жить и работать, бухгалтеру нужно понять ее правила и принять их.
Культура – понятие обширное. Оно включает правила поведения, историческое наследие, отношение к родителям, родственникам, чувство долга и др. Культура воспитывает людей. Это – закваска. Хозяйки знают, как она важна при выпечке. Благодаря разной закваске из одной и той же муки получаются изделия с разным вкусом – булки, ватрушки, коржи.
Частный случай культуры – корпоративная культура. В нее входят организационные нормы, правила и традиции компании, неписаные ценности. Она влияет на сотрудников, придает им «форму и содержание» – делает их послушными или предприимчивыми, спокойными или тревожными, ответственными или не очень.
Бывают должности более и менее зависимые от корпоративной культуры. Например, системный администратор, в сравнении с маркетологом, ведет себя более независимо по отношению к нормам организации. Сисадмины, благодаря своему презрительному отношению к правилам, вошли в офисный фольклор. В многочисленных байках и анекдотах их описывают как чудаковатых любителей пива в вытянутых свитерах. Но есть должности, тесно связанные с корпоративной культурой. К таким относится и работа главного бухгалтера. Он должен не только хорошо вписываться в компанию, но и быть примером для коллег, эталоном поведения. То же самое касается других топ-менеджеров – исполнительного и коммерческого директоров, председателя правления и т.д.
Почему одни люди более тесно связаны с организацией, а другие меньше? Есть два фактора. Первый – влияние должности на организацию. Второй – ее воздействие на других, «эталонность», другими словами, потенциальная способность быть примером для остальных. Так, директор компании – лицо, безусловно, значимое для организации, он принимает важные решения, плюс на него равняются, стремятся быть похожими. В силу этого руководитель, с одной стороны, сам разделяет нормы организации, а с другой – определяет их.
Также и главный бухгалтер. Чтобы хорошо делать свою работу, он должен быть внутренне близок к корпоративной культуре организации, иначе ему будет неуютно, как морской рыбе, помещенной в пресный водоем.
Людмила окончила институт и устроилась на должность бухгалтера. Изначально ей хотелось попасть в хорошо структурированную организацию, где правила и регламенты превыше всего, но не получилось. Ее взяли на работу в торговую оптово-розничную компанию. В офисе стоял шум, агенты сновали туда-сюда, гендиректор приходил к обеду после бурного заключения контракта с партнерами в сауне. Спокойный характер Людмилы и рассудительность стали объектом насмешек. Менеджеры по продажам позвали ее «училкой» (видимо, из-за строгого внешнего вида), подшучивали над нерасторопностью и приглашали «попить пивка» после работы. Девушка уставала, нервничала, пробовала сменить имидж. Но стать своей в доску, общительной и веселой ей не удалось, несмотря на походы в боулинг и ночные клубы. В конце концов она уволилась.
В чем проявляется корпоративная культура?
Рассмотрим три главных аспекта: отношения, эмоции, оценка работы.
Отношения
В первую очередь корпоративная культура обнаруживает себя в отношениях. Зайдите в любую компанию (например, загляните к знакомому),...