Top.Mail.Ru

Расчеты между юридическими лицами: выбираем наиболее выгодный способ

Когда в организации нет юриста, на бухгалтера ложатся все тяготы по выбору оптимального способа расчета с контрагентом, который снизит налоговые риски. Автор предлагает двенадцать способов оформления расчетов между юридическими лицами, отмечая плюсы и минусы каждого, а также указывая на особенности заключения и документального оформления сделок.

Нередко руководители компаний принимают управленческие решения и на основе этих решений делают денежные перечисления без участия бухгалтеров. Причем на последних ложится обязанность оформить все так, чтобы свести к минимуму налоговые риски компаний, связанные с осуществлением данных хозяйственных операции. В статье рассмотрены варианты передачи денежных средств с описанием возможных налоговых последствий. Вы можете выбрать тот, который подойдет вам, сравнив достоинства и недостатки каждого.

Залог в качестве обеспечения обязательств

Организации А (плательщик) и Б (получатель) 1 заключают любой, не противоречащий ГК РФ договор, например, договор аренды имущества, в обеспечение обязательств по которому организация А перечисляет организации Б денежные средства в виде залога.

В случае неисполнения (нарушения) организацией А своих обязательств по договору залог остается у организации Б.

К сведению

Договор о залоге, согласно ст. 339 ГК РФ, должен быть заключен в письменной форме.

Для принятия к учету суммы возмещения ущерба необходимы документы:

  • подтверждающие, что компания А признала факт неисполнения (нарушения) своих обязательств;
  • позволяющие определить размер возмещаемой суммы (двусторонний акт, письмо организации А или иной документ). Такие разъяснения содержатся, например, в письме УФНС по г. Москве от 02.09.2010 № 20-14/2/092618@.

Рассмотрим плюсы и минусы используемого варианта.

Плюсы:

  1. предметом залога в данном случае являются денежные средства, поэтому организация А не включает перечисляемые средства в базу по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  2. получаемые организацией Б денежные средства не связаны с реализацией, поэтому она не начисляет с полученных средств НДС к уплате (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Минусы:

  1. организация А не может учесть понесенные расходы в целях налогообложения прибыли (подп. 16 п. 1 ст. 270 НК РФ);
  2. организация Б включает полученные средства в базу по налогу на прибыль после того, как организация А заявит о невозможности исполнения (нарушении) своих обязательств по договору (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина РФ от 10.02.2009 № 03-11-06/2/23).

Задаток в качестве обеспечения обязательств

Организации А и Б, по аналогии с предыдущим случаем, заключают любой, не противоречащий ГК РФ договор. Это также может быть договор аренды имущества, в обеспечение обязательств по которому организация А перечисляет организации Б денежные средства в виде задатка.

Здесь, как и в прошлом варианте, в случае неисполнения (нарушения) организацией А своих обязательств по договору задаток остается у организации Б.

К сведению

Соглашение о задатке должно быть совершено в письменной форме (ст. 380 ГК РФ).

Плюсы:

  1. организация А не включает перечисляемые средства в базу по НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ);
  2. если получаемый организацией Б задаток согласно договору не связан с реализацией, она не начисляет НДС к уплате (п. 1 ст. 154 НК РФ);
  3. если получаемый организацией Б задаток согласно договору связан с реализацией, не облагаемой НДС (освобождаемой от налогообложения), она также не начисляет НДС к уплате (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Минусы:

  1. (п. 16 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина РФ от 18.01.2008 № 03-03-06/1/12);
  2. организация Б включает полученные средства в базу по налогу на прибыль после того, как организация А заявит о невозможности исполнения (нарушении) своих обязательств по договору (п. 8 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина РФ от 26.02.2010 № 03-03-06/1/93);
  3. если получаемый организацией Б задаток согласно договору связан с реализацией, облагаемой НДС, она начисляет НДС к уплате (п. 1 ст. 154 НК РФ, письмо ФНС РФ от 17.01.2008 № 03-1-03/60).

Взнос в уставный капитал

Если организация А является учредителем организации Б, то можно рассмотреть следующий вариант: первая перечисляет на счет второй свою долю в соответствии с уставом.

К сведению

Участие организации А в организации Б должно быть зафиксировано в учредительных документах организации Б. Сведения о составе участников и величине уставного капитала подлежат государственной регистрации.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.