Нередко у компании в карточке расчетов с бюджетом числится задолженность, сроки по взысканию которой давно прошли. Чтобы признать эту сумму безнадежной к взысканию, налогоплательщику необходимо предпринять определенные действия. Анализ судебной практики позволяет выделить несколько основных групп споров по данному вопросу, а также дать рекомендации по необходимым действиям должников.
Ситуация, при которой в карточке расчетов с бюджетом (лицевом счете) налогоплательщика числится задолженность «давно минувших лет», является обычной для многих организаций. Как правило, это приводит к существенным обременениям в осуществлении предпринимательской деятельности. Рассмотрим, какие действия следует предпринять, чтобы избавиться от такой задолженности.
Для обеспечения баланса частных и публичных интересов, а также для создания стабильности и предсказуемости в налоговых отношениях отечественное законодательство о налогах и сборах исходит из того, что выявленная налоговым органом задолженность по налогам, пеням и штрафам (далее – задолженность, налоговая задолженность) подлежит взысканию с налогоплательщика в пределах установленных сроков. Особенность этих сроков состоит в том, что они имеют дифференцированный характер, т.е. устанавливаются отдельно, применительно к каждому процессуальному действию налогового органа. К таким срокам относятся:
- срок направления налоговым органом требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 70 НК РФ);
- срок вынесения налоговой инспекцией решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя в банке, а также электронных денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ);
- срок вынесения ИФНС решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет иного имущества налогоплательщика – организации или ИП (п. 1 ст. 47 НК РФ);
- срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов с налогоплательщика (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48 НК РФ).
Нарушение налоговиками указанных сроков влечет невозможность осуществления ими дальнейших действий по принудительному взысканию выявленной задолженности (в последнем случае – при отсутствии ходатайства перед судом о восстановлении пропущенных сроков). Однако практика показывает, что такая задолженность, несмотря на то, что не может быть взыскана ИФНС, продолжает числиться в карточке расчетов с бюджетом (ранее – лицевой счет налогоплательщика), и в каждом случае выдачи налогоплательщику справки о состоянии расчетов с бюджетом эта задолженность значится как непогашенная налогоплательщиком. Это налагает на налогоплательщика определенные ограничения, прежде всего связанные с получением кредитов и участием в торгах на право заключения государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В связи с этим для обеспечения частных интересов налогоплательщиков, а также для стимулирования налоговых инспекторов к более качественной работе законодатель предусматривает списание задолженности, возможность взыскания которой налоговым органом утрачена.
История вопроса
В связи с принятием части 1 НК РФ отношения по поводу списания налоговой задолженности из карточки расчетов с бюджетом стали регулироваться ст. 59. Изначально в ней предусматривалось лишь одно основание для такого списания – когда уплата и (или) взыскание недоимки, числящейся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера.
В постановлении Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее – постановление № 100) было установлено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в случаях:
- а) ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ;
- б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- в) смерти или объявления судом умершим физического лица – по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов – в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Поскольку указанный перечень оснований для признания недоимки безнадежной к взысканию являлся исчерпывающим и не подлежащим расширительному толкованию, в остальных случаях задолженность числилась за налогоплательщиком и отражалась в карточке расчетов с бюджетом, в том числе и в случаях, когда налоговый орган утратил право принудительного ее взыскания. Причем давность такой задолженности могла исчисляться годами, а то и десятилетиями.
Первоначально суды основывались на буквальном применении указанных норм.
В постановлении от 11.05.2005 № 16507/04 Президиум ВАС РФ высказал правовую позицию, в соответствии с которой налоговый орган вправе списать лишь те суммы задолженности, которые являются безнадежными в соответствии со ст. 59 НК РФ и указанным выше постановлением № 100. В связи с этим налоговые инспекторы не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Не наделены такими полномочиями, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, и суды. Было отмечено, что судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Затем судебная практика изменилась. Суды стали отмечать, что отказ налогового органа списать с лицевого счета налогоплательщика утраченную для взыскания задолженность по налогам нарушает его права. Налогоплательщику не выдаются справки об отсутствии у него задолженности, что, в свою очередь, ведет к ограничениям в получении кредитов в банке и к имиджевым потерям (ненадежный контрагент). Недостоверность сведений в карточке лицевого счета из-за невнесения в нее изменений на основании вступивших в законную силу судебных актов (о невозможности взыскания задолженности) влекла повторное направление инспекцией требований об уплате налогов и других обязательных платежей, а также принятие решений о принудительном их взыскании. Данное...