Top.Mail.Ru

Кому придется отвечать личным имуществом по долгам обанкротившейся компании?

Субсидиарная ответственность контролирующих обанкротившуюся организацию лиц (руководителя, учредителей и т.п.) – это обязанность для этих лиц по решению суда оплатить из личного кармана долги организации, которую они довели до банкротства. Одним из поводов привлечения к такой ответственности является утрата либо искажение документов бухгалтерского учета и / или отчетности.

На страницах журнала мы часто возвращаемся к этой теме, т.к. «дубина» субсидиарной ответственности помогает нашим читателям разъяснять своим недальновидным руководителям, почему так важны хорошо налаженное делопроизводство и архив. В прошлом номере мы опубликовали статью об изменениях в нормативном регулировании этого вопроса («Субсидиарная ответственность на новый лад» на стр. 57). А сейчас расскажем об очередном судебном разбирательстве, в котором Президиум ВАС развернул ситуацию на 180 градусов.

Итак, в сентябре 2011 года ООО «Торговый Дом Вега» было признано банкротом, а в декабре конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о привлечении контролирующих ООО лиц к субсидиарной ответственности в размере более 128 миллионов рублей! Он считал, что действия учредителей и генерального директора привели ООО к банкротству, кроме того, гендиректор не выполнил свою обязанность по передаче конкурсному управляющему всей документации ООО.

Но Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-82872/10 рассматривалось первый раз в феврале 2012 года), Девятый арбитражный апелляционный суд в апреле 2012 года и ФАС Московского округа в мае 2012 отказали конкурсному управляющему.

А вот Президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС), рассмотрев дело в ноябре 2012 года, отметил, что суды при рассмотрении дела не учли ряд важных обстоятельств, и прежде всего тот факт, что последний генеральный директор не в полном объеме передал конкурсному управляющему документы бухгалтерского учета и отчетности общества за период с 2006 по 2011 годы, когда функции единоличного исполнительного органа выполнял другой человек. Президиум ВАС вернул дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы, более того, в его прецедентном решении было написано: «Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами могут быть пересмотрены…, если для этого нет других препятствий».

Второй виток судебного разбирательства складывался иначе. Выяснилось, что в сентябре 2009 года ООО «Торговый Дом Вега» стало поручителем по договору на сумму 122 миллиона рублей, хотя на этот момент уже имело непогашенный кредит в размере 93 миллиона рублей. Конкурсный управляющий утверждал, что данный шаг не отвечал интересам ООО. Суд выяснил, кто в это время управлял обществом:

  • гражданин РФ осуществлял полномочия единоличного исполнительного органа общества в качестве генерального директора в период с 27 июля 2006 года по 2 мая 2010 года. Все ключевые сделки были совершены именно им, а не последним генеральным директором общества;
  • гражданка РФ, владеющая 99% уставного капитала;
  • ООО «МКБ Инвест», владеющее лишь 1% уставного капитала.

На этот раз Арбитражный суд г. Москвы решил привлечь контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в размере более 128 млн рублей, взыскав с каждого более 42,6 млн рублей. Девятый арбитражный апелляционный суд в марте 2013 года поддержал это решение.

В июне 2013 года Федеральный арбитражный суд Московского округа скорректировал состав контролирующих должника лиц:

  • ООО «МКБ Инвест» распоряжалось лишь 1% уставного капитала должника, поэтому не могло давать ему указания, обязательные для исполнения, а значит, не являлось контролирующим должника лицом;
  • предпоследний генеральный директор заключил договоры поручительства, исполняя решения общего собрания участников общества, которые являются для него обязательными, поэтому в данном случае он не является контролирующим должника лицом.

В связи с этим данные лица не могут нести ответственность на основании п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве. В результате вся она легла на плечи гражданки РФ, владевшей 99% уставного капитала обанкротившегося ООО.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?