Top.Mail.Ru

Инструкция по делопроизводству как аргумент в судебных спорах

Необходимо обращать более серьезное внимание на содержание локальных нормативных актов, в т.ч. регламентирующих порядок работы с документами. Положения инструкций по делопроизводству организаций достаточно часто используются при рассмотрении различных судебных споров. Например, несоблюдение их правил обработки документов может привести к тому, что действия организации могут был признаны незаконными. Кроме того, положения этой инструкции позволяют разобраться в вопросе о том, насколько точно сотрудники организации исполняют свои должностные обязанности, а также оценить правомочность привлечения их к дисциплинарной или административной ответственности.

Так, Судебная коллегия по гражданским делам Ямало-Ненецкого автономного округа вынесла апелляционное определение от 24.06.2013 по делу № 33-1271/2013 исходя из того, что способ отправки почтового сообщения не соответствовал положениям «Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов», и признала незаконными действия судебного пристава-исполнителя по извещению должника. Нарушение заключалось в том, что судебный пристав направил гражданину копию постановления о возбуждении в отношении него исполнительного производства простым почтовым отправлением, а должен был это сделать регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 4.8.3.4 Инструкции).

Гражданин письмо не получил, поэтому не смог вовремя заплатить недоимку по транспортному налогу за 2009 год и пени, а узнал о своих «задолженностях» только в феврале 2013 года, после того, как судебный пристав наложил арест на его имущество – денежные средства, находящиеся на вкладе «Я надежен» в ОАО «Запсибкомбанк». Их списание со счета повлекло досрочное расторжение договора банковского вклада и лишило гражданина возможности получить проценты по нему.

В итоге действия судебного пристава были признаны незаконными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Коми в июне 2012 года рассмотрела дело, в котором работник филиала ОАО «ФПК» пытался оспорить лишение его премии (см. определение № 33-2204АП/2012). Но совокупный анализ его трудового договора, положения о премировании его подразделения и инструкции по делопроизводству привел суд к выводу о правоте работодателя.

Работодатель наказал ведущего юрисконсульта за то, что претензия в адрес ЗАО «Пассажир-Сервис» была зарегистрирована им лично без ведома секретаря в журнале исходящей корреспонденции и до ее подписания начальником вагонного участка Сыктывкар. При этом он внес в графу «дата отправления» журнала учета исходящей корреспонденции сведения о том, что претензия уже направлена, а на самом деле претензия была передана на подпись начальству только на следующий день.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в декабре 2012 года, вынося решение по делу № 33-11328, обосновала свою позицию именно положениями «Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры РФ».

С 15.11.1993 гражданка работала в Соликамской городской прокуратуре. В январе 2012 года ей приказом был объявлен выговор за неисполнение и ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. В феврале 2012 года ей объявили аналогичный выговор из-за нарушения требований пунктов 2.2.2, 2.3.8, 2.5.1 инструкции по делопроизводству.

Сотрудница подала иск в суд о признании незаконными приказов о наложении дисциплинарных взысканий и компенсации морального вреда.

До применения дисциплинарных взысканий прокуратура получила объяснения сотрудницы. Ею не оспаривались выявленные в ходе проверки недостатки:

  • неправильное формирование надзорных производств по жалобам за 2011 год;
  • выдача ряда надзорных производств по уголовным делам без регистрации письменного запроса, присвоения входящего номера, наличия штампа, рассмотрения прокурором и его соответствующего решения.

Кроме того, судом было установлено, что с требованиями, изложенными в инструкции по делопроизводству, сотрудница была ознакомлена. Возложенные на нее обязанности соответствовали должностной инструкции. Суд пришел к выводу о том, что у прокуратуры имелись основания для наложения на сотрудницу дисциплинарных взысканий.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?