В письме от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 чиновники сообщают, что на этапе выбора поставщиков налогоплательщикам необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, тем самым проявляя должную осмотрительность.
В соответствии с ГК РФ юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности имущество, может нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Необходимо удостовериться в правоспособности контрагента и в полномочиях его руководителей, имеющих право на законных основаниях на заключение и подписание договоров. Таким образом, при заключении сделок налогоплательщик должен убедиться в том, что его контрагент соответствует этим условиям.
Кроме того, ФНС России рекомендует налогоплательщикам исследовать такие признаки, как:
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России – www.nalog.ru). При этом наличие выписки из ЕГРЮЛ подтверждает только факт государственной регистрации и не может являться единственным подтверждением должной осмотрительности налогоплательщика при выборе контрагента;
- постановка контрагента на учет по адресу массовой регистрации;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т.д.
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, как сомнительных.
В отношении представления контрагентом копии налоговой отчетности чиновники отмечают следующее. Компании нередко обращаются в налоговые органы с просьбой подтвердить исполнение налоговых обязательств контрагентами. Однако достоверность такой отчетности, а также реальность осуществления контрагентами финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки.
Таким образом, резюмируют чиновники, осмотрительные налогоплательщики при выборе контрагентов должны учитывать целую совокупность негативных признаков. Они перечислены в п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (приложение № 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Там, в частности, перечислены следующие негативные признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (должностных лиц) поставщика и руководства (должностных лиц) компании при обсуждении условий сделки и при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, в Интернете, в наружной рекламе и т.д.) о других участниках рынка, в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам.