В конце декабря 2015 г. Президент России подписал Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Документ заменяет собой Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» и вступает в силу 1 сентября 2016 г.
Как указывают авторы закона, он направлен на создание современного и эффективного механизма правового регулирования института арбитража (третейского разбирательства) в России с учетом мировой практики.
Закон подробно регламентирует вопросы, связанные с заключением арбитражного соглашения, а также устанавливает общие требования к лицам, выступающим в качестве арбитров. При этом предусматривается иммунитет арбитров от гражданско-правовой ответственности (за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу).
Отдельная глава закона посвящена порядку образования и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в России. Так, предусматривается, что новые арбитражные учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях. Некоммерческая организация, при которой создано такое учреждение, должна получить право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом Правительства РФ. Исключения предусмотрены только для Международного коммерческого арбитражного суда и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате.
Что касается третейских судов, создаваемых для разрешения конкретного спора (арбитраж ad hoc), то закон предусматривает для них ряд ограничений:
- на их рассмотрение не могут быть переданы корпоративные споры;
- государственные суды не вправе осуществлять содействие в получении доказательств по запросам таких третейских судов;
- никакие организации, не являющиеся постоянно действующими арбитражными учреждениями, не вправе выполнять отдельные функции по администрированию спора, рассматриваемого такими третейскими судами.
По задумке авторов, закон будет способствовать повышению авторитета и привлекательности третейского разбирательства, в результате чего снизится нагрузка на государственные суды, улучшится инвестиционный климат и продолжится деофшоризация национальной экономики.
Подробнее читайте в ближайших номерах.