Ошибка в адресе акционера обошлась АО в 500 тысяч рублей

Акционерное общество обязано предоставить по требованию своего акционера документы, перечисленные в п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Отметим, что достаточно длинный и конкретный список документов там открытый (т.е. перечисленным не ограничивается) 1. За неисполнение данного обязательства штраф для АО составляет от 500 000 до 700 000 рублей по ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ. Но порой даже представление затребованных документов с нарушением прописанной процедуры может привести к таким же штрафам, как и произошло в рассматриваемом случае.

Все началось с того, что в ПАО «Балтийский банк» обратился акционер (ООО «Балтийский Торговый дом») с требованием о предоставлении копий следующих документов:

  • акты проверок Банка России, проведенных в отношении банка в период 2012–2014 гг.;
  • предписания Банка России, выданные банку в 2012–2014 гг.;
  • акты проверок, проведенных Агентством по страхованию вкладов в отношении банка;
  • план участия Агентства по страхованию вкладов в предупреждении банкротства банка;
  • отчет о результатах оценки финансового положения банка, проведенной в 2014 году представителями Банка России и Агентства по страхованию вкладов;
  • договоры на сумму более 10 миллионов рублей, которые учитывались при расчете собственного капитала банка по состоянию на 01.09.2014 и документы об их исполнении;
  • документы, которыми оформлено приобретение обществами ОАО «Альфа-Банк» и ООО «Элекс-недвижимость» акций дополнительного выпуска банка.

Требование было получено в апреле 2015 года, однако в срок копии документов акционеру представлены не были. На повторное требование банк ответил отказом, мотивируя его тем, что вопрос правомерности предоставления акционеру истребованных копий является предметом рассмотрения в судебном деле № А40-3568/15. В письме банк выразил готовность предоставить их в объеме, установленном судом, и лишь после вступления в силу судебного решения по указанному делу. Но подобное поведение Банк России в октябре 2015 года квалифицировал как нарушение ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 500 000 руб. Далее ПАО пошло оспаривать его в суде.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в марте 2016 года (дело № А56-93764/2015) встал на сторону акционера, подтвердив ранее выписанный штраф. Он отметил, что письмо, которым ПАО все-таки пригласило представителя акционера для получения затребованных документов, было направлено не по адресу, указанному акционером в требовании.

Когда это дело в июле 2016 года рассматривал Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, то ситуация для АО не изменилась. Хотя оно использовало новый аргумент защиты: акционер неоднократно запрашивал спорные документы и при этом уклонялся от получения направляемой в его адрес корреспонденции (всей, кроме письма в апреле 2015 года об отказе в предоставлении запрошенных документов), хотя все письма направлялись по одному и тому же адресу. Но суд отметил, что адрес был неверный – не тот, что акционер указал в требовании на предоставление документов.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в ноябре 2016 года подтвердил решения предыдущих судебных инстанций.

Сноски 1

  1. Порядок запроса акционером документов и их предоставление обществом с соблюдением всех требований Указания Банка России от 22.09.2014 № 3888-У подробно описывался в статье «Новый порядок предоставления документов АО своим акционерам» Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Гибридные дела у госорганов

В новых Правилах делопроизводства для госорганов говорится о формировании гибридных дел, когда создаются и бумажные, и электронные документы. В номенклатуру дел должны включаться соответствующих 2 тома, но заголовок у них должен быть один, и индекс тоже один. Но раньше в номенклатуре дел на грядущий год указывались только дела (без разбивки на тома). Тома одного дела появлялись уже в описях дел по итогам года, ведь в них дела/тома учитываются по порядковым номерам, поэтому один и тот же индекс никого не вводит в заблуждение. Как теперь правильно делать?

Структура индексов дел в номенклатуре

Наша организация – АО, мы всегда для разработки номенклатуры дел используем штатное расписание, которое после акционирования почти не менялось. Но в 2021 году в штатное расписание внесли уточнения, и теперь к номеру подразделения добавляется через косую черту номер «подподразделения», которое подчиняется «вышестоящему» подразделению. Например, Генеральный директор – 01, корпоративный секретарь – 01/01, протокольный отдел – 01/02, секретариат – 01/03. Можно ли в номенклатуре дел индекс дела оформлять с дополнительными знаками (косая черта) и номерами? Индексы будут неравнозначными.

Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 1)

В конце 2021 года в ТК РФ заработали поправки, которые позволяют перейти на полноценный кадровый электронный документооборот (КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Сразу оговоримся – это право, а не обязанность работодателя! В чем будет разница при реализации КЭДО в своей информационной системе и при использовании государственного портала «Работа в России». Объясняем, для каких работников и документов теперь можно использовать КЭДО. Какими видами электронной подписи какие виды документов могут подписываться со стороны работодателя и работников (как можно сэкономить за счет минимизации применения квалифицированной ЭП, заключив соглашение). Какой состав мероприятий надо провести работодателю и какие документы оформить для запуска новой технологии (что включить в ЛНА, как уведомить работников, получить согласие сотрудников и др.). В этом номере журнала читайте первую часть подробной статьи.

Информационная система для электронных кадровых документов

Рекомендации дает компания , которая участвовала в государственном эксперименте по переводу кадровых документов в электронный вид, завершившемся 15.11.2021, после чего новую технологию сразу «включили» в ТК РФ для всех организаций. Исходя из этого ценного опыта, автор объясняет, на что работодателю стоит обратить внимание при выборе информационной системы для кадрового электронного документооборота. Названы основные риски.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.