О сроке действия согласия клиента на обработку его персональных данных и о разрешении на использование его фотографии

Хотя закон «О персональных данных»1 у нас существует уже давно, до сих пор многие организации не разобрались в особенностях его применения и регулярно получают предписания от Роскомнадзора по устранению недостатков в своей работе.

Так произошло и с ГОУП «Учебно-спортивный центр» Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области, который собирал от своих клиентов согласия на обработку их персональных данных (ПД). Но сотрудники Роскомнадзора нашли в них недочеты:

  • не указан срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных (нарушение п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ);
  • нет разрешения клиента на использование его биометрических данных, хотя на пропуска в бассейн наклеиваются фотографии (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ).

«Учебно-спортивному центру» было выдано предписание на устранение этих нарушений, но он посчитал это незаконным и обратился в арбитражный суд. Дело рассматривало несколько инстанций. И вот что получилось.

Сначала разберемся со сроком действия согласия клиента на обработку его ПД:

  • оно вступало в силу со дня подписания и действовало в течение неопределенного срока,
  • при этом могло быть отозвано клиентом письменным заявлением в произвольной форме.

Роскомнадзору не понравилось отсутствие конкретного срока действия согласия, это сочли нарушением п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Но Арбитражный суд Мурманской области (рассмотрел дело № А42-342/2017 в апреле 2017 года) посчитал иначе:

  • данная норма Закона не предусматривает указания в согласии конкретного срока, в течение которого оно действует, и предельный срок действия такого согласия также не установлен законодателем;
  • в рассматриваемом случае срок действия согласия определен началом его действия (со дня подписания) и заканчивается моментом письменного отзыва в произвольной форме – этого вполне достаточно.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в июле 2017 года к этому добавил:

  • указание точного срока действия согласия субъекта ПД на их обработку в привязке к конкретному временному периоду или календарной дате в данном случае невозможно, поскольку «Учебно-спортивный центр» не в состоянии заранее с достоверностью определить, до какой календарной даты конкретный человек пожелает посещать плавательный бассейн и будет это делать.

А вот относительно использования фотографий клиентов и получения на это их согласия суды были не столь единодушны.

Арбитражный суд Мурманской области расценил так:

  • в соответствии с Положением о порядке посещения плавательного бассейна для различных категорий населения в рамках Государственной программы Мурманской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2014–2020 годы, утвержденным председателем Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области, граждане предоставляют «фотографию на пропуск», которая размещается на документе «Пропуск» для установления личности посещающих бассейн;
  • фотографические изображения, содержащиеся на пропусках, являются биометрическими персональными данными, т.к. рядом указываются фамилия, имя, отчество клиента, позволяющие его идентифицировать;
  • таким образом, для использования фотографического изображения на пропуске с указанием фамилии, имени и отчества требуется письменное согласие субъекта биометрических ПД;
  • однако на копиях пропусков, приложенных к Справке Роскомнадзора о результатах осуществления государственного контроля и надзора, отсутствовали фотографии клиентов. На этом основании суд первой инстанции признал претензии Управления Роскомнадзора по Мурманской области необоснованными.

Потом Тринадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал несостоятельным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта обработки фотографий клиентов «Учебно-спортивным центром». Ведь тот не отрицал исполнение Правил посещения бассейна, а настаивал в суде на необязательности получения письменного согласия посетителей на использование их фотографий на бумажных пропусках. В результате вторая и последующие судебные инстанции2 согласились с требованием Роскомнадзора к «Учебно-спортивному центру» о том, что в согласии каждого клиента должно быть отражено его разрешение на использование фотографии на пропуске в бассейн. Верховный Суд РФ определением от 05.03.2018 № 307-КГ18-101 по делу № А42-342/2017 отказал «Учебно-спортивному центру» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения ВС РФ.

Какие выводы стоит сделать из этой истории? Во-первых, на использование фотографий клиентов, конечно же, надо брать их согласие. Во-вторых, в данном деле суды вставали на сторону организации, которая оставила «открытым» период обработки персональных данных клиентов. Изложенную при рассмотрении дела в суде аргументацию вы можете взять себе на вооружение, если захотите поступать аналогично, т.к. сбор и грамотная обработка информации о своих клиентах часто становится залогом процветания бизнеса.

Сноски 2

  1. Имеется в виду Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее – Закон № 152-ФЗ). Вернуться назад
  2. Арбитражный суд Северо-Западного округа в ноябре 2017 года и Верховный Суд Российской Федерации в марте 2018 года. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как в отметке о заверении копии указать дело, у которого нет номера?

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 об оформлении организационно-распорядительных документов в п. 4.26 сказано: «Если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии заверяется печатью организации (при ее наличии), а также (при необходимости) дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле №... за... год»).» Но у нас нет номенклатуры дел, и потому на делах просто оформлены наименования и год заведения, но не номера. Нам надо заверить копию документа для ее представления в суд, поэтому важно, чтобы суд принял ее и претензий к заверению не было. За неимением номера дела мы можем оформить заверительную надпись с фразой «Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле (наименование дела) за 2020 год»? Такая копия будет иметь юридическую силу?

Если первичные учетные документы сканируются

В нашей компании ввели электронный архив для документов первичного учета. Теперь все документы первичного учета (например, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), которые первоначально подготавливаются на бумаге и на них проставляются «живые» подписи и печати, сканируются и сохраняются в электронном архиве. Вопрос: при наличии официального электронного архива нужно ли также хранить изначально подготовленные бумажные версии этих первичных документов или оставлять на хранении только их электронные аналоги в электронном архиве? Если бумажные первоисточники хранить не нужно, то каким образом тогда оформлять их уничтожение, если по Перечню типовых архивных документов они имеют определенный срок хранения? Какое законное основание должно быть для выделения к уничтожению данных бумажных документов? Я ответила нашему главному бухгалтеру, что нужно хранить и бумажные документы, но стала немножко сомневаться. Прошу дать ответ.

Промахи новых Правил хранения научно-технической документации

Описаны основные проблемы содержания новых Правил хранения НТД, в т.ч. касающиеся электронных НТД. Охарактеризованы главные болевые точки самих научно-технических документов в современной России (в т.ч. на примере яркого судебного разбирательства о попытке госорганов Тульской области вернуть необходимую проектную документацию советского института, приватизированного в 1992 году).

Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 2)

В этом номере журнала сосредоточимся на порядке использования факсимиле работниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Показали образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно организовать.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.