О сроке действия согласия клиента на обработку его персональных данных и о разрешении на использование его фотографии

Хотя закон «О персональных данных»1 у нас существует уже давно, до сих пор многие организации не разобрались в особенностях его применения и регулярно получают предписания от Роскомнадзора по устранению недостатков в своей работе.

Так произошло и с ГОУП «Учебно-спортивный центр» Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области, который собирал от своих клиентов согласия на обработку их персональных данных (ПД). Но сотрудники Роскомнадзора нашли в них недочеты:

  • не указан срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных (нарушение п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ);
  • нет разрешения клиента на использование его биометрических данных, хотя на пропуска в бассейн наклеиваются фотографии (нарушение ч. 1 ст. 11 Закона № 152-ФЗ).

«Учебно-спортивному центру» было выдано предписание на устранение этих нарушений, но он посчитал это незаконным и обратился в арбитражный суд. Дело рассматривало несколько инстанций. И вот что получилось.

Сначала разберемся со сроком действия согласия клиента на обработку его ПД:

  • оно вступало в силу со дня подписания и действовало в течение неопределенного срока,
  • при этом могло быть отозвано клиентом письменным заявлением в произвольной форме.

Роскомнадзору не понравилось отсутствие конкретного срока действия согласия, это сочли нарушением п. 8 ч. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ. Но Арбитражный суд Мурманской области (рассмотрел дело № А42-342/2017 в апреле 2017 года) посчитал иначе:

  • данная норма Закона не предусматривает указания в согласии конкретного срока, в течение которого оно действует, и предельный срок действия такого согласия также не установлен законодателем;
  • в рассматриваемом случае срок действия согласия определен началом его действия (со дня подписания) и заканчивается моментом письменного отзыва в произвольной форме – этого вполне достаточно.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в июле 2017 года к этому добавил:

  • указание точного срока действия согласия субъекта ПД на их обработку в привязке к конкретному временному периоду или календарной дате в данном случае невозможно, поскольку «Учебно-спортивный центр» не в состоянии заранее с достоверностью определить, до какой календарной даты конкретный человек пожелает посещать плавательный бассейн и будет это делать.

А вот относительно использования фотографий клиентов и получения на это их согласия суды были не столь единодушны.

Арбитражный суд Мурманской области расценил так:

  • в соответствии с Положением о порядке посещения плавательного бассейна для различных категорий населения в рамках Государственной программы Мурманской области «Развитие физической культуры и спорта» на 2014–2020 годы, утвержденным председателем Комитета по физической культуре и спорту Мурманской области, граждане предоставляют «фотографию на пропуск», которая размещается на документе «Пропуск» для установления личности посещающих бассейн;
  • фотографические изображения, содержащиеся на пропусках, являются биометрическими персональными данными, т.к. рядом указываются фамилия, имя, отчество клиента, позволяющие его идентифицировать;
  • таким образом, для использования фотографического изображения на пропуске с указанием фамилии, имени и отчества требуется письменное согласие субъекта биометрических ПД;
  • однако на копиях пропусков, приложенных к Справке Роскомнадзора о результатах осуществления государственного контроля и надзора, отсутствовали фотографии клиентов. На этом основании суд первой инстанции признал претензии Управления Роскомнадзора по Мурманской области необоснованными.

Потом Тринадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал несостоятельным вывод суда первой инстанции о недоказанности факта обработки фотографий клиентов «Учебно-спортивным центром». Ведь тот не отрицал исполнение Правил посещения бассейна, а настаивал в суде на необязательности получения письменного согласия посетителей на использование их фотографий на бумажных пропусках. В результате вторая и последующие судебные инстанции2 согласились с требованием Роскомнадзора к «Учебно-спортивному центру» о том, что в согласии каждого клиента должно быть отражено его разрешение на использование фотографии на пропуске в бассейн. Верховный Суд РФ определением от 05.03.2018 № 307-КГ18-101 по делу № А42-342/2017 отказал «Учебно-спортивному центру» в передаче кассационной жалобы для рассмотрения ВС РФ.

Какие выводы стоит сделать из этой истории? Во-первых, на использование фотографий клиентов, конечно же, надо брать их согласие. Во-вторых, в данном деле суды вставали на сторону организации, которая оставила «открытым» период обработки персональных данных клиентов. Изложенную при рассмотрении дела в суде аргументацию вы можете взять себе на вооружение, если захотите поступать аналогично, т.к. сбор и грамотная обработка информации о своих клиентах часто становится залогом процветания бизнеса.

Сноски 2

  1. Имеется в виду Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее – Закон № 152-ФЗ). Вернуться назад
  2. Арбитражный суд Северо-Западного округа в ноябре 2017 года и Верховный Суд Российской Федерации в марте 2018 года. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как хранить кредитные договоры и документы об их исполнении

При проведении экспертизы ценности документов нашей кредитной организации (банка), опираясь на новый Перечень 2019 г., мы столкнулись со следующей проблемой. В примечании 2 к ст. 261 «Кредитные договоры, договоры займа и иные долговые обязательства; документы, подтверждающие предоставление кредита (займа) и исполнения должником своих обязательств» срок хранения договоров и иных подтверждающих документов с условием о залоге увеличивается с 5 до 10 лет. Для исполнения этой нормы возникает необходимость хранения, кроме кредитного досье и юридического дела клиента, также и его платежных документов по кредиту, хранящихся в «Документах дня» банка. Как правильно технически решить эту проблему: 1) изымать из «Документов дня» платежные документы по кредитам с залогом (что крайне затруднительно) или 2) хранить весь массив «Документов дня» целиком (в этом случае появляется необходимость хранения «избыточного» количества документов в течение 10 лет, вместо 5 лет)? Или же мы в целом не верно трактуем статью 261 Перечня 2019 г.?

Акт о вскрытии конверта и отсутствии документов

Пришло письмо заказным отправлением. В тексте письма в отметке о наличии приложений указано 2 документа, но фактически их в этом конверте не оказалось. 1. Знаю, что это надо оформить актом, но как его составить? Кому подписывать? Что с ним потом делать? 2. Была еще такая ситуация: пришло письмо без приложений в конверте, но при вскрытии другого конверта эти приложения там обнаружили. Видимо, отправитель сам заметил ошибку и дослал приложения через пару дней (судя по штемпелям на конвертах). А мы оба эти письма вскрыли в один день. Тогда акт о недостаче вложений оформлять надо?

Про подпись на документе, которую можно заменить актом

Компания подготовила документ, а работник отказался расписаться об ознакомлении с ним? Подскажем, как быть в этой ситуации: как можно обойтись без подписи работника на бумажном документе, оформив акт с подписями свидетелей либо засвидетельствовав это на первоначальном документе. Что важно зафиксировать, когда и кому? Как подтверждать факт ознакомления сотрудника с электронным документом, направленным по электронной почте или в СЭД. Объясним юридические тонкости и покажем образцы оформления документов.

Отстранение от работы невакцинированного сотрудника: основание и образцы документов

После Москвы все больше регионов вводит обязательную вакцинацию от коронавируса для работников определенных сфер деятельности. Рассказываем, кого работодателю придется отстранить от работы и под угрозой каких штрафов. Какие документы оформить, чтобы проверяющие «были довольны» и отстраненные сотрудники не смогли оспорить законность недопуска к работе и неначисления зарплаты за это время (показали образцы приказов, уведомления сотрудников, служебной записки, табеля учета рабочего времени и личной карточки).

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.