12 февраля 2020 года вступили в силу новые Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления, утвержденные приказом Росархива от 22.05.2019 № 71 (далее – Правила).
Их действие распространяется на государственные органы федерального уровня и субъектов РФ, а также органы местного самоуправления (п. 1.3).
Достаточно туманно сформулирован п. 1.4, который говорит о том, на какие документы новые Правила распространяются: «Требования Правил делопроизводства применяются к бухгалтерской, кадровой и другой специальной документации в части общих принципов работы с документами, а также подготовки документов к передаче на архивное хранение». Видимо, в полной мере Правила действуют только в отношении организационно-распорядительной документации (что именно входит в ее состав, тоже вопрос «скользкий»), но явно это не сказано, а читать между строк – дело неблагодарное.
Зато четко обозначено, что новые Правила не распространяются «на организацию работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну» (п. 1.5).
Росархив попытался закрыть брешь, связанную с отсутствием закона «О служебной тайне» (п. 1.15): «Содержание служебных документов (проектов документов) не подлежит разглашению, за исключением общедоступной информации о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, предоставляемой неограниченному кругу лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Выделено 3 группы обращений граждан, работа с которыми организуется в соответствии с разными законодательными актами:
- обращения граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, обрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (п. 1.6);
- запросы юридических и физических лиц о предоставлении информации о деятельности – в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 1.7);
- запросы граждан и организаций о предоставлении государственных, муниципальных услуг – в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п. 1.7).
Но не понятно, почему перечислены только эти 3 закона? В настоящее время порядок работы с обращениями граждан регламентируется и рядом других федеральных законов, причем по-разному. Не проще ли было бы включить в Правила норму о том, что обращения граждан и организаций рассматриваются на основании тех законов, по которым эти обращения рассматриваются?
На основе новых Правил в государственных органах, органах местного самоуправления должны разрабатываться (или актуализироваться) свои конкретные Инструкции по делопроизводству после согласования с органом исполнительной власти соответствующего уровня, уполномоченным в сфере архивного дела (п. 1.8).
В целом новые Правила получились низкоуровневыми – слишком перегруженными деталями, свойственными лишь некоторым из возможных технологий работы.