На оперативном совещании с вице-премьерами 16.11.2020 глава Правительства РФ Михаил Мишустин отметил, что «…при проведении административной реформы важно наладить надежный и эффективный механизм обратной связи между людьми и государством, чтобы каждый, кому требуется помощь, мог напрямую обратиться в ведомство или к должностному лицу, от которого зависит решение его проблемы. А главное – оперативно получить ответ на свое обращение, добиться результата. Для этого расширяем возможности Единого портала государственных и муниципальных услуг. Начнем с тех министерств и ведомств, чьи услуги сегодня особенно востребованы. Каждый гражданин из личного кабинета на портале сможет:
- направить обращение в Министерство здравоохранения, Министерство просвещения, Фонд обязательного медицинского страхования, а также в любой из органов государственной власти регионов или местного самоуправления и
- через портал госуслуг получить ответы на свои обращения».
Озвученное Премьером уже зафиксировано в постановлении Правительства РФ от 10.11.2020 № 1802:
- пока новая технология будет опробоваться на портале госуслуг в виде эксперимента, который стартовал 12.11.2020 и продлится до 30.12.2021;
- не позднее 30 дней после его окончания Минцифре России поручено подвести его итоги и представить в Правительство РФ доклад и свои предложения;
- данным постановлением также утверждено Положение об этом эксперименте. Далее озвучим его наиболее примечательные моменты.
В рамках проведения эксперимента с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) могут направляться (п. 4):
-
обращения – предложение, заявление или жалоба, направленные в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в органы и организации в форме электронного документа;
-
сообщения – информация о необходимости решения актуальных для граждан и юридических лиц проблем, не адресованная в конкретные органы и организации, направленная гражданином в форме электронного документа при условии выбора гражданином способа подачи сообщения в порядке, не предусмотренном Законом об обращениях граждан.
Как видите, появляется новая категория входящих документов – «сообщение», и в нее фактически попадает все, что будет рассматриваться не по нормам Закона об обращениях граждан.
Сообщения и обращения проходят предварительную проверку и автоматически направляются для исполнения (п. 9):
- в орган или организацию с использованием Единого портала;
- в региональную ГИС субъекта РФ, обеспечивающую прием, обработку и рассмотрение сообщений и обращений граждан и юридических лиц.
Сообщения и обращения, прошедшие этап предварительной проверки, поступают на автоматизированное рабочее место сотрудника органа или организации, ответственного за их координацию, который (п. 12 и 13):
- принимает сообщение / обращение к исполнению или
- назначает исполнителя, после чего сообщение / обращение автоматически переходит на автоматизированное рабочее место исполнителя;
- может направить сообщение / обращение в подведомственный орган или организацию, в неподведомственный орган или организацию.
При этом гражданин / юридическое лицо получает уведомление посредством Единого портала.
Сообщения / обращения считаются зарегистрированными после присвоения им регистрационных номеров, которые выдаются автоматически в момент их подачи гражданином и юридическим лицом посредством Единого портала (п. 15).
Подготовка ответа на сообщения / обращения осуществляется уполномоченными исполнителями органов и организаций в сроки, не превышающие 30 календарных дней или 10 календарных дней для отдельных категорий сообщений и обращений, обрабатываемых в ускоренном порядке (п. 16).
Получается, что новый вид документа «сообщение» был введен совсем не для того, чтобы установить для него особенный срок исполнения. Сообщение на Едином портале госуслуг отличается тем, что в нем может быть не указан конечный адресат – чиновники сами должны разобраться с тем, кому решать поставленный в документе вопрос.