Федеральная налоговая служба (ФНС России) в письме от 03.06.2022 № ЕА-3-26/5811@ разъяснила свою позицию по вопросу применения электронной доверенности (т.е. совершенной в электронной форме и подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя).
По мнению ФНС, введение электронных доверенностей не исключает применения доверенностей на бумажных носителях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи» представление доверенности осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов, если иной порядок представления такой доверенности не предусмотрен соглашениями при взаимодействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой или нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Разработанная ФНС России электронная доверенность (приказ от 30.04.2021 № ЕД-7-26/445@ «Об утверждении формата доверенности, подтверждающей полномочия представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме и порядка ее направления по телекоммуникационным каналам связи»):
-
применяется как еще один способ создания доверенностей и
-
не предполагает отмены ранее выданных доверенностей (т.е. не является основанием для прекращения их действия).
Обязанность по использованию исключительно электронных доверенностей в рамках электронного документооборота налоговых органов с уполномоченными представителями налогоплательщиков положениями НК РФ в настоящее время не устанавливается.
Однако ФНС России отметила, что в дальнейшем для осуществления электронного документооборота с налоговыми органами по ТКС предпочтительнее будут именно электронные доверенности.