Top.Mail.Ru
Вопрос
Как оформить несогласие с решением, принятым на заседании (особое мнение к протоколу)?
Отвечает

В аспекте оформления документов ответ на этот вопрос дают Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Фрагмент документа

Пункт 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст)

5.7. …Если один из участников заседания не согласен с решением, он может представить особое мнение по принятому решению. Оно излагается на отдельном листе и присоединяется к протоколу. В этом случае в протоколе после записи соответствующего решения делается запись: «Особое мнение Петрова А.П. прилагается»…

Например, при оформлении соответствующего пункта решения в протоколе, как правило после зафиксированных итогов голосования, необходимо указать:

Пример 1. Наличие особого мнения в виде приложения фиксируется в тексте протокола

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0. Особое мнение заместителя председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрова А.П. прилагается.

Заметьте, что решения коллегиальных органов сначала разрабатываются и предварительно согласовываются, а на заседании всесторонне обсуждаются за счет вопросов, ответов и выступлений присутствующих на заседании. Решение уточняется и конкретизируется с учетом хода обсуждения, при наличии существенных разногласий и противоречий оно может быть сформулировано на заседании практически заново. И решение в новой формулировке выносит на голосование председатель (руководитель) органа коллегиального управления или председательствующий на заседании. Решения обычно принимаются большинством голосов. В формулировке, за которую проголосовало большинство членов коллегиального органа, оно и будет исполняться. Но особое мнение голосовавшего против или воздержавшегося (одного или нескольких членов коллегиального органа) должно быть заявлено и сформулировано непосредственно на заседании, причем оно может быть сразу включено в текст протокола в краткой форме – как показано в Примере 2.

Если у члена коллегиального органа по конкретному решению на заседании выявились возражения, он их обосновывает и в рамках своих полномочий настаивает, что его особая позиция должна быть зафиксирована, то в проекте (черновике) протокола, который ведется секретарем непосредственно на заседании, делается иная запись – о дате его представления в письменном виде (Пример 3). Как правило, оно представляется на следующий день после заседания, поскольку протокол как официальный документ оформляется в течение 1-3 дней с даты заседания.

В этом случае особое мнение члена коллегиального органа подписывается автором и оформляется как составная часть протокола, но не в свободной форме, а с учетом требований к оформлению документов, которые закреплены Инструкцией по делопроизводству организации (с наименованиями коллегиального органа-автора, вида документа, заголовком, подписью, датой). И если оно оформляется на отдельном листе, то продольное расположение реквизитов считается предпочтительным – см. Пример 4.

Секретарь заседания, получив составленное и подписанное особое мнение, оформляет соответствующую отметку в оригинале протокола (как предусматривает п. 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016), но обязательно с указанием статуса члена коллегиального органа и его должности, например: «Особое мнение члена правления, директора финансового департамента Голицина В.А. прилагается» (еще см. Пример 1).

Пример 2. Особое мнение излагается прямо в тексте протокола

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0.

Особое мнение заместителя председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрова А.П.: «В IV квартале, когда необходимо сосредоточиться на выполнении производственного и финансового планов, считаю неправильным изменять схему организационной структуры. В крайнем случае, схему и новое штатное расписание необходимо вводить с I квартала 2020 г.».

Пример 3. В проекте (черновике) протокола упоминается наличие особого мнения и дата его представления в письменном виде

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0.

Заместителю председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрову А.П. представить особое мнение к 24.09.2019.

Пример 4. Особое мнение к протоколу на отдельном листе

В управленческом аспекте, конечно, ситуаций «несогласия» практически быть не должно, если в организации разработан регламент работы соответствующих коллегиальных органов, в которых, как правило, основное внимание уделяется вопросам подготовки и согласования проектов решений. На этапах разработки и согласования проектов, как правило, «снимаются» все возражения, а особые мнения и позиции сначала формулируются в служебных записках или электронных сообщениях, обсуждаются на личных встречах, а потом находят отражение в окончательной и согласованной формулировке проекта решения. Тщательная разработка проекта решения, его обоснование и согласование на всех предварительных этапах подготовки к заседанию обеспечивает точность, конкретность и исполняемость решений, которые принимают члены коллегиального органа.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как прошить документы

Чем можно руководствоваться при прошивке документов? На сколько отверстий должен прошиваться документ? И какое расстояние должно быть между ними?

Что располагать выше: гриф утверждения или вид документа?

В ГОСТ Р 7.0.97-2016 в приложении с Титульным листом (Приложение А) сначала идет гриф утверждения, а под ним – наименование вида документа. В том же ГОСТ Р 7.0.97-2016 в приложении со Схемой продольного бланка (Рисунок Б.2) наименование вида документа располагается над грифом утверждения. В чем разница? Как правильно оформлять реквизиты?

Когда должность «Генеральный директор» надо писать с большой буквы

Согласно правилам русского языка наименования должностей оформляются строчными буквами, но при составлении документов мы должны ориентироваться на штатное расписание и Устав организации. В Уставе нашей организации наименование должности «Генеральный директор» оформлено с прописной буквы. В штатном расписании все наименования должностей также оформлены с прописной буквы, т.к. при наборе текста программа исправляет наименование на заглавную букву, и никто на это не обращает внимания. По текстам документов у нас эта заглавная буква «Г» как гвоздь торчит. При этом коллеги утверждают, что генеральный директор не должность, а орган управления. Спор идет много лет: можем ли мы отойти от этой заглавной буквы в середине предложения?

Ответственность за несдачу документов в госархив при ликвидации организации

Указан ли в каком-либо нормативном документе факт необходимости предоставления справки (либо иного документа), подтверждающей сдачу документов (документы постоянного хранения и по личному составу) в государственный архив при ликвидации организации? Может ли арбитражный суд (при банкротстве) или налоговая требовать необходимой передачи документов ликвидируемой организации в государственный (или муниципальный) архив? На что можно сослаться, кроме Закона № 125-ФЗ об архивном деле?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить электронное приложение к бумажному документу? Как их переправить по почте?

Как оформить реквизит «Приложение» в случаях, когда: 1. Письмо и приложение к нему оформлены на бумажном носителе, но отправлены адресату будут только их скан-копии по электронной почте? 2. Письмо оформлено на бумажном носителе, а приложение к нему только в электронном виде, адресату письмо с приложением будет направлено по электронной почте? Что при этом написать на документе-приложении и в самом письме? Покажите, пожалуйста, как это грамотно оформить.

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?

Можно ли печатать документ на обеих сторонах листа? С договорами так часто поступают. А как быть с письмами, актами и др.? Как при этом правильно нумеровать страницы? Чем все это регулируется сейчас? Или только правилами делового оборота?

Можно ли печатать документ на обеих сторонах листа? С договорами так часто поступают. А как быть с письмами, актами и др.? Как при этом правильно нумеровать страницы? Чем все это регулируется сейчас? Или только правилами делового оборота?