Top.Mail.Ru

Можно заверить копию трудовой книжки, которую ранее отдали работнику?

Вопрос
Работник отказался от ведения бумажной трудовой книжки. Мы ему выдали ее на руки. Можем ли мы после этого сделать заверенную копию трудовой по его просьбе? А если он попросит ее заверить до того момента, как мы внесли запись в трудовую книжку и выдали ему ее на руки?
Отвечает

Если трудовая книжка не хранится в вашей организации, заверить ее копию работодатель не может.

Часть 1 ст. 62 ТК РФ устанавливает, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее 3 рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой. Это правило касается и трудовой книжки.

В соответствии с подп. 23 и 25 п. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-20131, копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются необходимые реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость.

Согласно п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-20162, при заверении соответствия копии документа подлиннику под реквизитом «подпись» указываются:

  • слово «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • его собственноручная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия);
  • дата заверения копии;
  • если копия выдается для представления в другую организацию, отметка о заверении копии дополняется надписью о месте хранения документа, с которого была изготовлена копия («Подлинник документа находится в (наименование организации) в деле № … за … год»), и заверяется печатью организации.

Из приведенных положений ГОСТ следует, что заверение копии документа возможно только при наличии подлинника этого документа.

Кроме того, до сих пор действует Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан». В абз. 4 п. 1 этого документа также сказано, что: «на копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации».

В рассматриваемой ситуации трудовая книжка у работодателя уже отсутствует, поэтому осуществить изготовление и заверение ее копии у него нет возможности.

Полагаем, что заверение копии трудовой книжки до момента, когда в нее была внесена соответствующая запись и она была выдана сотруднику на руки, фактически является указанием не реальной, а ложной даты изготовления копии документа. Такие действия будут нарушать требования перечисленных выше нормативных правовых актов.

В данной ситуации вы можете выдать сотруднику по его письменному заявлению СТД-Р в бумажном или электронном виде (ст. 66.1 ТК РФ).

Сноски 2

  1. ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст. Вернуться назад
  2. ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденный приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Копии и выписки из документов

Объясняем разницу в оформлении и юридической силе между подлинником, дубликатом, копией, заверенной копией и выпиской из документа. Показываем, как следует оформлять бумажную и электронную копии бумажного подлинника, бумажную копию электронного подлинника и выписку – какие отметки оформляются на этих документах и что фиксируется в СЭД.

Законопроект о замещающем сканировании

Технология замещающего сканирования предполагает изготовление электронных копий с бумажных подлинников с последующим уничтожением «бумаги» и продолжением хранения только электронных копий на правах полноценных дубликатов. Соответствующий законопроект № 1173189-7 был внесен в Госдуму РФ более 2 лет назад. Какие проблемы выявились при его доработке? Кто «за» и кто «против»? Как уже сейчас выглядит практика замещающей оцифровки в России и за рубежом. Чего нам ждать далее?

Как выдавать СТД-Р: консультация юриста

Кому надо выдавать сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Когда это делать при увольнении и когда текущему работнику по его инициативе (показали пример расчета сроков). Когда необходимо заявление от работника (показали и его образец). Как документировать выдачу СТД-Р. Какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р.

Как прошить и заверить оригиналы и копии документов

На примерах показываем: как прошить листы документа; что включить в заверительную надпись, если это сшив оригинала, если сшив копии и если сшив многостороннего документа (например, договора, акта, протокола). Как заверить копию и что указать, если оригинал, с которого она изготавливается, не подшит в дело. Какова специфика заверения копий документов, представляемых налоговым органам. Если заверять приходится много копий, то стоит оформить делегирование этого права от руководителя другим сотрудникам – показываем образцы соответствующего приказа, доверенности и фрагмент Инструкции по делопроизводству. Данное право можно предоставить даже людям, не являющимся штатными сотрудниками. Опубликован опыт компании СКБ Контур,

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Справки, копии и выписки из документов

Каковы назначение и правила оформления справок, выписок и заверенных копий документов? Подробно разобран состав используемых реквизитов, даны образцы оформления.

Как прошить документы

Чем можно руководствоваться при прошивке документов? На сколько отверстий должен прошиваться документ? И какое расстояние должно быть между ними?