Top.Mail.Ru

Нужно ли подшивать листы согласования к распоряжениям при их сдаче в архив?

Вопрос
В процессе упорядочивания документов постоянного срока хранения, а именно при формировании дел с распоряжениями Министерства по основной деятельности, были выявлены листы согласования, напечатанные на черновиках. Каким образом формировать такие дела? Изымать листы согласования? И нужно ли подшивать листы согласования к распоряжениям, которые регистрируются в СЭД? Насколько критично отсутствие листов согласования к распоряжениям в сформированном деле?
Отвечает

Действительно, с 01.07.2018, когда вступил в действие ГОСТ Р 7.0.97-2016, лист согласования проекта документа стал рассматриваться в качестве его неотъемлемой части (п. 5.20). В Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71; далее – Правила делопроизводства) также подчеркивается, что лист согласования составляет неотъемлемую часть документа. Правила делопроизводства содержат прямой ответ на ваш вопрос:

Фрагмент документа

Абзац 3 п. 2.9 Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 22.05.2019 № 71)

Проект документа, имеющего длительный срок хранения и подлежащего подписанию (утверждению) и последующему хранению на бумажном носителе, в случае его согласования в СЭД, помещается на хранение в дело вместе с листом согласования, составляющим его неотъемлемую часть. Лист согласования, распечатанный из СЭД, должен содержать сведения о дате его формирования и наименования системы, в которой проводилось электронное согласование.

В связи с этим Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в государственных органах, органах местного самоуправления (утв. приказом Росархива от 24.12.2020 № 199; Приложение № 3, п. 19) предписывают закрепить в конкретной Инструкции по делопроизводству, что лист согласования, распечатанный из СЭД, должен быть удостоверен подписью сотрудника службы делопроизводства с указанием даты его формирования (т.е. распечатки) и наименованием информационной системы, в которой проводилось электронное согласование.

Пример 1. Данные о распечатке листа согласования из СЭД (в конце этого документа) с точным указанием времени этой транзакции

Проверьте свою Инструкцию по делопроизводству, внесены ли в нее изменения в связи с новыми Правилами делопроизводства. В данной ситуации рекомендуем проверить, есть ли в СЭД счетчики печати документов (проектов документов, листов согласования), создаваемых по электронным шаблонам документов, и каковы права доступа сотрудников службы делопроизводства (как менеджера и предметного администратора СЭД).

Но в любом случае служба делопроизводства представляет на подпись уполномоченному руководителю окончательно оформленный проект документа, лист согласования и лист рассылки документа. Лист рассылки является техническим списком, который использует служба делопроизводства в процессе доведения документа до исполнителей, и на архивное хранение не передается. В вашей ситуации важно, что при электронном согласовании лист с окончательными результатами согласования как документ в бумажной форме практически приобретает статус оригинала за счет указания транзакции и личной подписи сотрудника службы делопроизводства (показано в Примере 1), т.к. из СЭД технически повторить, скопировать, распечатать и смоделировать возможно любую информацию и в любое время.

Таким образом, по крайней мере с даты введения в действие вашей Инструкции по делопроизводству, актуализированной в соответствии с Правилами делопроизводства, листы согласования проектов должны формироваться в дело вместе с подписанными распорядительными документами и включаться в общую нумерацию листов документов дела.

Если вы сейчас занимаетесь формированием дел с распоряжениями, то считаем возможным оставить документы в состоянии «как есть», т.е. с листами согласования, распечатанными на черновиках, и даже без листов согласования к отдельным распоряжениям.

Отсутствие листов согласования к распорядительным документам, которые уже не только подписаны, но фактически исполнены и даже сформированы в дела за период примерно с 2020 года и ранее, не считаем критичным. Заметьте, что правила формирования дел, которые регламентируются нормативными правовыми актами и методическими документами в сфере архивного дела, формально говорят только о необходимости группировать распорядительные документы в дела вместе с относящимися к ним приложениями1 и не упоминают листов согласования. Министерства являются источниками комплектования одного из российских государственных архивов. А практика их работы показала: при приеме документов на государственное хранение листы согласования из дел с распорядительными документами изымались.

Поэтому посоветуйтесь с куратором из государственного архива, источником комплектования которого является ваше министерство, направьте на согласование на ЭПК актуализированную Инструкцию по делопроизводству (выясните, может быть согласование уже проводилось) и рекомендации государственного архива обсудите на заседании ЭК.

Сноски 1

  1. Пункт 1.1.2 Методических рекомендаций по применению Правил организации, хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 4

Ева Е.
17.07.2024, 16:58

Добры день!Недавно устроилась на работу в муниципальную структуру,которая является источником комплектования муниципального архива.И столкнулась со следующей ситуацией.В дела постоянного хранения подшивают все версии проектов документов,что меня повергло в шок,так как архивохранилища не безразмерные и деньги на переплет тоже надо еще найти. Служба делопроизводства мотивирует тем,что данные документы являются листами согласования,я считаю это абсурдом.В итоге рождается от 3-х и выше вариантов документов,но выводится на номерной бланк только последний вариант.Я считаю,что все предыдущие версии являются черновиками и постоянному хранению не подлежат (вместе с правовыми актами,как листы согласования ),если правки не влияют на юридическую силу.Может быть у экспертов есть мнение или рекомендации как наладить в данной части документооборот, так как мы еще используем и СЭД.Типовым перечнем предусмотрено,что проекты документов хранятся 5 лет ЭПК.Но как тогда быть с СЭД, если в СЭД сохраняются все версии проектов ,как их оттуда убирать и можно ли.

Администратор
02.10.2024, 17:08 Ева Е.

Здравствуйте!
По данному вопросу подготовлен и опубликован ответ. Подробнее см. здесь.

Наталья Д.
24.11.2023, 12:57

Работаю в АО, дела с приказами ведем в гибридном формате: электронное (приказы с ЭП + скан-копии приказов, изначально созданных и согласованных в бумаге) и бумажное (приказы, созданные и согласованные в бумаге + распечатанные приказы с ЭП). И в первом, и во втором случае в деле размещаются и соответствующие листы согласования. Но неужели мы обязаны прописать в ИПД, что лист согласования, распечатанный из ЭДО, должен быть оформлен, как в примере 1 в этой статье? Может быть, АО может себе позволить и, соответственно, отразить в ИПД, что лист согласования из ЭДО как распечатку к распечатанному приказу с визуализацией ЭП можно приложить в том же виде, без заверений?

Администратор
02.02.2024, 15:03 Наталья Д.

Здравствуйте!
По данному вопросу подготовлен и опубликован ответ. Подробнее см. здесь.

Рекомендовано для вас

Приемы прошивки архивного дела

В № 10 за 2024 год журнала «Делопроизводство и документооборот на предприятии» на стр. 94 показан способ прошивки дела при подготовке его на постоянное хранение в архив. Но мы делаем иначе, потому что: – когда мы прошиваем верхнюю корочку, впоследствии она быстро изнашивается, а если плотный картон, то затрудняется пролистывание и копирование документов; – отступ 2 см от левого края тоже усложняет копирование – придется часто расшивать дело. В своей практической деятельности мы не прошиваем верхнюю корочку, а пришиваем листы дела к нижней корочке. Отступ от левого края делаем 1,5 см.

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Разные номера у одного дела

Показываем, какие номера возникают у дела и его томов при заведении в структурном подразделении (это индекс по номенклатуре), потом на этапе описания в структурном подразделении, в архиве организации, после передачи в государственный или муниципальный архив. Как нумеровать дела внутри описей. Когда заполнять индекс на обложке дела и архивный шифр, включающий номер дела.

Полная обработка дела: подготовка к длительному хранению в архиве

Какие категории дел подлежат полной технической обработке. Как отсортировать документы внутри дела, что изымать. Как пронумеровать листы дела (в т.ч. вложения в конвертах) и заполнить лист-заверитель дела. Как составить внутреннюю опись документов дела и для каких дел она, действительно, нужна. Что делать, если обнаружена пропажа какого-то документа. Как оформить лист использования документов. В какие дела стоит вложить пустой лист сразу после обложки. Как оформить обложку дела. Как заполнить поле номер дела на обложке, в листе-заверителе и во внутренней описи дела. Где указывается индекс дела по номенклатуре, а где архивный шифр, включающий номер дела по описи.

Трансформация согласования распорядительных документов в макрорегиональном филиале телекоммуникационной компании

Показана трансформация алгоритма согласования проектов распорядительных документов в крупной компании на протяжении 15 лет: что вводили, от чего и почему отказывались, к чему пришли. Предлагаем вам этот богатый ассортимент решений с оценкой их последствий: что может делать нормоконтроль и его место в процедуре согласования и подписания проектов документов; что можно запараллелить; как оформить матрицу согласования проектов документов (кого в нее включить и кого вывести в особую логику внутреннего согласования); какие сроки согласования установить в зависимости от объема документа; какие варианты положительной визы можно заложить в СЭД; как уменьшить число кругов согласования и создать схему разрешения разногласий, заставив согласующих лиц быстрее приходить к консенсусу, чтобы избавить от лишних хлопот службу ДОУ и руководителя, подписывающего проект документа.

Согласование документов в СЭД

Описаны варианты того, как можно организовать согласование документов в СЭД, из которых вы можете выбрать понравившиеся и внедрить у себя. Объяснили, как работает последовательный, параллельный и комбинированный порядок согласования; как распределить зоны ответственности между разными подразделениями; как определять конкретное согласующее лицо, когда проект направляется на рассмотрение подразделению; как можно править документ и какие результаты (статусы) согласования можно назначать предлагаемым правкам; показаны максимально сокращенный и наиболее полный варианты листа согласования; как его правильно распечатать, чтобы передать руководителю вместе с согласованным проектом на подписание. Как регламентировать процесс согласования в Инструкции по делопроизводству. Какие варианты электронных подписей можно использовать для согласования в СЭД, и почему неквалифицированную ЭП сочли оптимальной. Как организовать работу с ней.

Сколько хранить проекты документов и листы согласования к ним

Несколько противоречивая формулировка в Правилах делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления приводит к тому, что некоторые организации длительно хранят не только подписанный документ, но и все его рабочие проекты с листами согласования, даже когда этого не требуется. Объясняем, как делать правильно: какие рабочие проекты надо хранить столько же, сколько подлинники, а какие нет; как оба эти варианта отразить в номенклатуре дел. Поводом для статьи стал вопрос читателя.

Разбиваем дело на тома

При каком объеме дела его пора разделять на тома (где установлен этот предел). По каким принципам документы дела могут распределяться между томами. Как это отражается в заголовке тома на его обложке. Как по окончании года указать наличие у дела нескольких томов в номенклатуре и на обложках. По общему правилу в одно дело формируются документы одного календарного года. Какие из него есть исключения. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.