Каков порядок ликвидации ООО по решению учредителей?

Вопрос
Каков порядок ликвидации ООО по решению учредителей?
Отвечает

Порядок ликвидации юридического лица регламентирован ст. 61–65 ГК РФ, а также отдельными положениями Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации), а также постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 439), приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном порядке по решению его учредителей.

В процедуре ликвидации общества можно выделить следующие этапы:

  • принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, сообщение сведений о принятом решении в налоговый орган для внесения их в ЕГРЮЛ;
  • публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • осуществление расчетов с кредиторами;
  • распределение оставшегося имущества общества между его участниками;
  • составление ликвидационного баланса;
  • государственная регистрация общества в связи с его ликвидацией.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

1. Принятие решения о ликвидации относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Решение о ликвидации должно быть принято единогласно всеми участниками (п. 8 ст. 37 Закона об ООО). После принятия решения о добровольной ликвидации общества учредители (участники) общества обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения (п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации). Для этого необходимо направить в регистрирующий (налоговый) орган уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме № Р15001, утвержденной Постановлением № 439.

Нарушение вышеуказанного срока является основанием для привлечения учредителей юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

На основании данного уведомления регистрирующим (налоговым) органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации; выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписка из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Кроме того, организация обязана в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации уведомить об этом налоговый орган по месту своего нахождения (подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения о ликвидации, направляемого в налоговый орган, утверждена приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.

Также организация обязана в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации уведомить об этом орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ)). Согласно ст. 3 Закона № 212-ФЗ органами контроля за уплатой страховых взносов являются Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ.

2. Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора по форме № Р15002, утвержденной Постановлением № 439.

На основании указанного уведомления налоговый орган вносит запись в ЕГРЮЛ о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора, содержащую сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), и выдает либо направляет заявителю по почте свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ и выписку из ЕГРЮЛ.

3. При ликвидации юридического лица на ликвидационную комиссию возлагается обязанность опубликовать в органах печати (согласно приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ таким органом печати является журнал «Вестник государственной регистрации») сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

Отсюда следует, что, кроме публикации сообщения в «Вестнике государственной регистрации», необходимо уведомить каждого из кредиторов о предстоящей ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается решением общего собрания участников общества (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Отметим также, что в случае ликвидации общества установлено требование об обязательном проведении инвентаризации (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

О составлении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия также уведомляет регистрирующий орган (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации). Уведомление производится по форме № 15003, установленной приложением № 10 к Постановлению № 439.

На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра.

Отдельно отметим, что пунктом 1.3 Методических рекомендаций, приложенных к письму ФНС России от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439 «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц», налоговым органам рекомендовано после внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса направлять промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.

4. Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, указанном в п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием участников ООО (п. 5 ст. 63 ГК РФ, подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ООО распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в порядке, установленном ст. 58 Закона об ООО.

6. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона о госрегистрации представляются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденной Постановлением № 439. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1–8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Документы представляются непосредственно заявителем или направляются почтой (п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации).

Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Ликвидация организации считается завершенной, а организация – прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Планируется заключение крупной сделки между ООО, в которых один директор. Вправе ли он принимать участие в голосовании?

Сделка заключается между двумя обществами, в которых один директор. Полномочия по одобрению сделок принадлежат совету директоров. Если гендир ООО одновременно является членом совета директоров, может ли он принимать участие в голосовании по вопросам заключения сделки с заинтересованностью, которая является еще и крупной сделкой?

Вправе ли продавец товара требовать от покупателя оплату расходов на проведение проверки качества?

Вправе ли продавец товара требовать от покупателя оплату расходов на проведение проверки качества, если потребитель заявил недостаток товара. Однако в результате проверки качества недостаток не был установлен или было установлено, что он возник в связи с обстоятельствами, за которые продавец не отвечает (результаты проверки покупателем не оспариваются)? Какова позиция ВС РФ или других судов общей юрисдикции по данному вопросу?

О периодичности выплаты дивидендов АО

Можно ли выплачивать дивиденды в АО частично в несколько этапов?

В какой срок ООО обязано уведомить о проведенном зачете?

ООО «А» провело зачет однородных требований ООО «Б». В какой срок ООО «А» обязано уведомить ООО «Б» о проведенном зачете? Можно ли сделать это через год?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

С какого момента действует договор аренды помещений: с момента его заключения или с момента передачи помещений по акту приемки-передачи?

Договор аренды помещений подписан 14.06.2016, срок передачи помещений – 01.08.2016, срок действия – по 30.06.2017. С какого момента договор считается действующим – с момента заключения (14.06.2016) или с момента передачи помещений по акту приема-передачи (01.08.2016)?