Как прописать в уставе компетенции нескольких единоличных исполнительных органов юридического лица?

Вопрос

Абзац 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ (в ред. от 01.09.2014) гласит: «Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц». Иными словами, можно будет указать в Едином государственном реестре юридических лиц, помимо генерального директора, еще и, к примеру, финансового директора, исполнительного директора, которые смогут действовать независимо друг от друга.

Как прописать (разграничить) их полномочия и ответственность в Уставе?

Можно ли назначить двух независимых лиц с функциями исполнительного органа?

Как подать заявление по форме Р14001 о назначении второго директора? Кто будет заявителем?

Отвечает

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: в настоящее время закон допускает формирование в обществе с ограниченной ответственностью нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, например генерального директора и финансового директора.

Разграничение компетенции этих органов, порядок их взаимодействия и принятия решений от имени общества, ответственность и иные вопросы, связанные с деятельностью этих органов, определяются уставом. Содержание соответствующих положений устава закон не регламентирует, оставляя решение этого вопроса на усмотрение самого общества.

При наличии в обществе нескольких руководителей заявителем при государственной регистрации может быть любой из них, обладающий соответствующими полномочиями. Однако если устав предусматривает сведения только об одном единоличном исполнительном органе общества, для приобретения полномочий руководителя другим должностным лицом общества (финансовым директором и т.д.) необходимо внести в устав сведения о нем как о единоличном исполнительном органе. До момента внесения в устав таких изменений в качестве заявителя может выступать только то лицо, которое обладает полномочиями единоличного исполнительного органа в соответствии с действующей редакцией устава.

Обоснование позиции

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) учредительным документом юридического лица может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Согласно п. 3 ст. 65.3 ГК РФ уставом корпоративного юридического лица (корпорации) может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 65.1, п. 4 ст. 66 ГК РФ к корпорациям относятся в том числе общества с ограниченной ответственностью (далее также – общество, ООО).

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), определяющий правовое положение общества с ограниченной ответственностью, не предусматривает возможности создания в ООО нескольких единоличных исполнительных органов. Однако правовое положение такого хозяйственного общества определяется не только Законом об ООО, но и ГК РФ (п. 3 ст. 87 ГК РФ), причем с 1 сентября 2014 г. нормы других федеральных законов, включая Закон об ООО, могут применяться только в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ.

Поэтому, с нашей точки зрения, несмотря на отсутствие соответствующих положений в Законе об ООО, в настоящее время возможно формирование в обществе нескольких единоличных исполнительных органов, действующих совместно или независимо друг от друга.

Ни ГК РФ, ни иные законы не предусматривают какого-либо порядка, с соблюдением которого должны взаимодействовать между собой единоличные исполнительные органы ООО в случае создания в обществе нескольких таких органов. Не содержит законодательство и норм, которые бы устанавливали, что полномочия таких органов не могут дублироваться и должны быть разграничены. Такое разграничение предусмотрено законом лишь применительно к полномочиям высшего органа управления и не являющегося исполнительным коллегиального органа, которые не могут быть отнесены к компетенции иных органов управления (п. 2 и 3 ст. 65.3 ГК РФ). Поскольку компетенция органов ООО должна определяться его уставом и закон допускает включение в устав общества любых положений, не противоречащих федеральным законам (п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона об ООО), полагаем, что общее собрание участников общества вправе предусмотреть в уставе любой порядок разграничения полномочий формируемых в обществе единоличных исполнительных органов (генерального директора и финансового директора и т.п.), а также, при необходимости, порядок взаимодействия между ними при выработке и принятии решений от имени общества.

Обратим внимание, что, исходя из п. 1 ст. 53, п. 3 ст. 65.3 ГК РФ, сведения о наличии в обществе нескольких единоличных исполнительных органов должны содержаться в уставе общества. Поэтому, если в рассматриваемой ситуации сведения о том, что помимо генерального директора единоличным исполнительным органом общества является финансовый (исполнительный и т.д.) директор, в уставе отсутствуют, необходимо внести в устав общества соответствующие изменения. Одновременно устав общества должен быть приведен в соответствие с ГК РФ в редакции Закона № 99-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого федерального закона), если это не было сделано ранее.

Следовательно, в рассматриваемом случае может возникнуть необходимость представления в регистрирующий орган не только заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма № Р14001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@), но и заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001, утв. тем же приказом), а также документов, которые необходимы для государственной регистрации изменений в уставе общества (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона об ООО, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации), материал – «Вопрос: Какие документы представляются в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений, связанных с предоставлением нескольким лицам полномочий выступать от имени юридического лица? (официальный сайт ФНС России, раздел «Часто задаваемые вопросы», ноябрь 2014 г.)»).

Перечень лиц, которые вправе быть заявителями при государственной регистрации юридического лица, определен п. 1.3 ст. 9 Закона о регистрации. В частности, в качестве заявителя может выступать руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица. По смыслу п. 4 ст. 32, ст. 40 Закона об ООО таким руководителем является единоличный исполнительный орган ­(генеральный директор и т.п.) общества.

На наш взгляд, поскольку из Закона о регистрации не следует иное, при наличии в ООО нескольких единоличных исполнительных органов (то есть руководителей, обладающих одинаковым объемом полномочий) заявителем при государственной регистрации изменений в уставе и внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения об обществе вправе быть любое лицо, которое обладает полномочиями руководителя общества. Вместе с тем в рассматриваемой ситуации необходимо учитывать, что по смыслу п. 1 ст. 53, п. 3 ст. 89 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Закона об ООО лицо приобретает полномочия действовать от имени общества в качестве его органа при условии, что сведения о таком органе общества содержатся в уставе этого ООО.

Поэтому, с нашей точки зрения, для целей п. 1.3 ст. 9 Закона о регистрации полномочия единоличного исполнительного органа общества могут возникнуть у директора этого общества (финансового, исполнительного или иного) при условии, что устав общества содержит сведения об этом должностном лице именно как о единоличном исполнительном органе общества. Иными словами, устав ООО должен предусматривать, что финансовый (исполнительный и т.д.) директор является (наряду с иными перечисленными в уставе лицами) единоличным исполнительным органом общества. Поскольку изменения в уставе общества по общему правилу приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 6 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона об ООО), мы полагаем, что финансовый (исполнительный и т.д.) директор общества может выступать в качестве заявителя в связи с представлением документов в регистрирующий орган только после государственной регистрации изменений в уставе, в соответствии с которыми он будет являться ­единоличным исполнительным органом общества.

С учетом изложенного полагаем, что в рассматриваемом случае заявителем при подписании заявлений форм № Р13001 и № Р14001 и представлении документов в регистрирующий орган вправе быть генеральный директор общества.

Отметим, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Поскольку положения ГК РФ, предусматривающие возможность создания в обществе нескольких единоличных исполнительных органов, вступили в силу лишь с 1 сентября 2014 г., практика их ­применения на сегодняшний день еще отсутствует.

Оценить вопрос
s
В избранное
Внимание!
Оформите годовую подписку 2022 в октябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Получаем электронную подпись юридического лица

Как получить электронную подпись юридического лица в удостоверяющем центре ФНС России?

О полномочиях врио директора

Каков объем полномочий временно исполняющего обязанности директора учреждения, назначенного приказом учредителя, притом что полномочия прежнего директора прекращены?

Договор аренды подписан, исполняется, но на государственную регистрацию сдан не был. Какие последствия для сторон это повлечет?

Между сторонами подписан договор аренды нежилого помещения сроком на пять лет. Арендатор вносит арендную плату за пользование объектом и пользуется им. В настоящее время на регистрацию договор не сдан из-за того, что арендатор не поставил часть объекта на кадастровый учет. В то же время известно, что договор аренды, подлежащий госрегистрации, действует с ее момента. Имеет ли право арендатор вносить изменения (путем направления арендодателю замечаний, разногласий) в договор аренды, подписанный им, но не сданный на регистрацию? Как должна выплачиваться арендная плата за тот период, в котором договор не сдан на регистрацию? Законно ли арендатор пользуется имуществом и оплачивает аренду? Может ли он впоследствии взыскать с арендодателя неосновательное обогащение?

О взыскании задолженности и госпошлины по исполнительному листу с должника-банкрота

У организации имеется исполнительный лист о взыскании задолженности по договору поставки и возврате госпошлины. Решение суда было вынесено после введения процедуры наблюдения в рамках банкротного дела в отношении должника. Требования кредитора в отношении основного долга по решению суда были включены в реестр кредиторов, так как задолженность по договору поставки возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом. Требования об уплате госпошлины подлежат включению в текущие платежи, так как дата возникновения обязательств совпадает с датой вступления решения суда о взыскании задолженности в силу. Обязательно ли к заявлению, подаваемому конкурсному управляющему, кроме копии решения суда, прилагать платежные документы об уплате госпошлины? Обязательно ли передавать конкурсному управляющему полученный в суде исполнительный лист? В какой срок конкурсный управляющий должен ответить на обращение?

Взыскана сумма по судебному приказу, который позже был отменен. Как вернуть деньги, можно ли взыскать проценты и расходы на юриста

Взыскана сумма по судебному приказу. Судебный приказ впоследствии отменен, однако взыскание по нему произведено и получено взыскателем. Можно ли вернуть деньги не через поворот судебного решения, а с помощью самостоятельного иска о взыскании денег, а также взыскать еще проценты по ст. 395 ГК РФ и расходы на юриста?

Рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00.Если работник отметился в 08.00 на проходной, а не на своем рабочем месте, будет ли это являться опозданием?

В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка рабочий день в организации установлен с 08.00 до 17.00. Территория работодателя – большая. Прежде чем попасть на свое рабочее место, работник должен пройти через проходную. Преодоление расстояния от проходной до цеха занимает длительное время. Если работник отметился на проходной в 08.00, будет ли это являться опозданием?

Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия и его распространение на период, предшествующий подписанию дополнительного соглашения

В договоре возмездного оказания услуг отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. При этом у заказчика сохраняется задолженность перед исполнителем за оказанные услуги. Договор прекратил свое действие в четко указанную в договоре календарную дату, однако стороны приняли решение пролонгировать отношения на дополнительный срок. Для этого они согласуют и подписывают дополнительное соглашение к договору, но само соглашение датируют текущей датой, за пределами срока действия договора, при этом дополнительное соглашение распространяет действие на взаимоотношения сторон, возникшие с первого дня после окончания срока действия договора. Договор прекратил свое действие 31.12.2019, составляется дополнительное соглашение, датированное 09.01.2020, и в тексте дополнительного соглашения указывается, что оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020. Правомерно ли это? Возможно ли заключение дополнительного соглашения к договору с истекшим сроком действия?

С какого момента действует договор аренды помещений: с момента его заключения или с момента передачи помещений по акту приемки-передачи?

Договор аренды помещений подписан 14.06.2016, срок передачи помещений – 01.08.2016, срок действия – по 30.06.2017. С какого момента договор считается действующим – с момента заключения (14.06.2016) или с момента передачи помещений по акту приема-передачи (01.08.2016)?