Top.Mail.Ru

Какую стоимость взыскать с перевозчика за утрату груза с объявленной ценностью?

Вопрос
Если при отправке груза указана объявленная ценность, то какая сумма подлежит взысканию с контрагента, с которым заключен договор на перевозку груза, при утрате этого груза: в размере потерянного груза или в размере объявленной ценности?
Отвечает

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 784 и п. 1 ст. 785 ГК РФ). Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 793 ГК РФ).

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ1).

При этом в случае:

  • утраты или недостачи груза ущерб, причиненный этим, возмещается в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа,
  • утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – ​в размере объявленной стоимости груза или багажа (п. 2 ст. 796 ГК РФ).

Таким образом, предъявление груза к перевозке с объявленной ценностью исключает возможность возмещения причиненного его утратой ущерба, исходя из стоимости этого груза, независимо от того, в каком порядке предъявляются требования к перевозчику – ​судебном или внесудебном. Это связано с тем, что на основании п. 1 ст. 400 ГК РФ в законодательстве РФ (так же как и в ряде международных документов, участником которых она является) установлен принцип ограниченной ответственности перевозчика2, объем которой не может меняться в зависимости от того, к какому способу защиты прибегает его контрагент.

В правоприменительной практике также отмечается, что фактически размер ответственности перевозчика за утрату груза зависит от того, была ли в транспортно-сопроводительных документах указана его объявленная ценность, при наличии которой исследование его содержания и действительной стоимости не производится (см., например, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2021 по делу № А57-4809/2021, решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2018 по делу № А40-8858/2018).

Помимо этого перевозка груза может охватываться предметом договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 801 ГК РФ). Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Размеры ответственности следующие3:

  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
  • за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части.

Иными словами, нормы об объеме ответственности экспедитора в этом случае повторяют нормы об ответственности перевозчика.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании ст. 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:

1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо

2) выписал свой транспортный документ, например, экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.

Соответственно, в рассматриваемых случаях ответственность экспедитора также ограничена объявленной ценностью груза, даже если его реальная стоимость существенно выше объявленной (см., например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 № 17АП-15053/2015-ГК по делу № А60-19185/2015).

Однако в судебной практике встречаются примеры4, где суды удовлетворяли требование клиента о взыскании стоимости утраченного или поврежденного груза исходя из его действительной стоимости, несмотря на формально объявленную ценность такого груза. Это касается ситуаций, когда:

  • объявленная ценность груза не могла признаваться согласованной сторонами (например, когда отсутствовала подпись грузоотправителя, удостоверяющая его согласие с такой ценностью, или у представителя грузоотправителя отсутствовали полномочия на согласование объявленной ценности груза при его сдаче перевозчику или экспедитору)
  • либо перевозчику или экспедитору передавались сопроводительные документы со сведениями о стоимости груза, которая превышала его объявленную ценность, но которые не были учтены ими.

Вместе с тем возможность взыскать с перевозчика или экспедитора действительную стоимость утерянного груза, указанную в товарной накладной или иных документах и превышающую его объявленную ценность, в конкретной ситуации может зависеть от сопоставления сведений о грузе, которые содержатся в транспортной накладной или экспедиторской расписке, со сведениями, содержащимися в других документах. Если с учетом конкретных обстоятельств невозможно установить, что перевозчику или экспедитору был передан именно тот груз, сведения о действительной стоимости которого содержатся в товарной накладной или иных сопроводительных документах, суд может счесть требование о взыскании его действительной стоимости необоснованным (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2013 № Ф07-8339/12 по делу № А56-5623/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2015 № 17АП-1443/15 по делу № А60-47748/2014).

Сноски 4

  1. Аналогичное правило установлено п. 1 и п. 4 ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», подп. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 119 Воздушного кодекса РФ, ст. 96 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», п. 1 ст. 119 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ст. 169 Кодекса торгового мореплавания. Вернуться назад
  2. См. определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 17-О. Вернуться назад
  3. В силу подп. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон о транспортной экспедиции). Вернуться назад
  4. См., например, постановления ФАС Уральского округа от 14.11.2012 № Ф09-10164/12 по делу № А60-509/12 и от 24.07.2012 № Ф09-6831/12 по делу № А60-40590/2011, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2014 № 17АП-12194/2014-ГК по делу № А60-5883/2014. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Какие гарантии по договорам поставки в формате B2B предоставляет продавец?

Каковы требования законодательства РФ к предоставлению гарантии продавцом по договорам поставки в формате B2B? Какой минимальный срок гарантии должен быть установлен? Как распределяется бремя доказывания? Каковы условия предоставления гарантии?

Когда можно подать иск об упущенной выгоде?

Заключен рамочный договор поставки и оформлена спецификация. По ее условиям определены стоимость товара и порядок оплаты, предусматривающий аванс. После подписания спецификации продавец начал производить товар до перечисления аванса покупателем. Покупатель аванс перечислил частично (30% от согласованного). В дальнейшем не забрал товар и перестал выходить на связь. Может ли продавец не руководствоваться спецификацией, заявить иск об упущенной выгоде, основанный на стоимости цены, согласованной сторонами в спецификации?

Как отразить в договоре срок вывоза продукции, если за 1 день это осуществить невозможно?

В договоре указан точный срок вывоза продукции – ​30.06.2024. Продукция в большом объеме. Физически вывезти такой объем за один день невозможно. Верно ли, что при указании срока нужно использовать предлог «до» для понимания того, что контрагент может вывезти продукцию в любое время до 30.06.2024?

Может ли дата протокола разногласий к договору быть позже даты договора?

Может ли дата протокола разногласий к договору поставки, заключенному между обществами с ограниченной ответственностью, быть позже даты договора (договор от 22.02.2024, протокол от 28.02.2024)?

Премия контрагенту: как прописать в договоре

Рассказываем, как лучше зафиксировать условия, показатели, порядок и периодичность премирования контрагента в договоре; можно ли вопросы премирования урегулировать в одностороннем порядке. Узнаете, как снизить риск неполучения ожидаемого экономического эффекта от применения такого стимулирования. Разбираем судебную практику на примерах споров по договорам поставки. Затрагиваем и вопросы, связанные с выплатой бонусов по договорам подряда и возмездного оказания услуг. Узнаете о рисках и подводных камнях. А из анализа приведенных нами судебных актов сможете позаимствовать удачные формулировки для своих договоров.

Как в договоре прописать ответственность подрядчика за привлечение к выполнению работ субподрядчика?

Как в договоре прописать ответственность подрядчика за привлечение к выполнению работ субподрядчика? Нужно ли увязывать с фактом выполнения работ и качеством? Может ли заказчик потребовать от подрядчика штраф в фиксированном размере или надо устанавливать какое-то соотношение?

Инкотермс 2020: практика применения

Инкотермс 2020 (Incoterms 2020) представляет собой свод торговых терминов, широко применяемых в торговом обороте коммерсантами, реализующими по договорам купли-продажи товары своим клиентам. Правила Инкотермс 2020 не имеют силы международного договора или иного нормативного документа и применяется в предпринимательской сфере в качестве обычая. Читайте о том, какова практика применения Инкотермс 2020 и какие споры возникают между участниками гражданского оборота (с конкретными примерами из судебной практики). Смотрите образец формулировки для договора поставки с использованием одного из часто встречающихся торговых терминов.

Как отразить в договоре срок вывоза продукции, если за 1 день это осуществить невозможно?

В договоре указан точный срок вывоза продукции – ​30.06.2024. Продукция в большом объеме. Физически вывезти такой объем за один день невозможно. Верно ли, что при указании срока нужно использовать предлог «до» для понимания того, что контрагент может вывезти продукцию в любое время до 30.06.2024?