Top.Mail.Ru
Вопрос
Кто может быть назначен на должность начальника отдела закупок?
Отвечает

На должность начальника отдела закупок может быть назначен любой работник из числа работников заказчика, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Прежде всего, отметим, что законодательство не содержит каких-либо требований к наименованию должностей работников, чья деятельность связана с осуществлением закупок. Работодатель вправе самостоятельно определить ее наименование.

Из ч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 следует, что для управления закупками заказчиком в любом случае обязательно:

  • либо назначается одно конкретное должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий),
  • или создается контрактная служба.

Создание контрактной службы обязательно, если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн руб., в ином случае создание службы или назначение контрактного управляющего осуществляется по выбору заказчика. При этом, как следует из ч. 3 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента). Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н2.

В соответствии с п. 2.3 Типового положения контрактную службу вправе возглавлять любое лицо, назначаемое приказом руководителя заказчика. Конкретный порядок определения лиц, входящих в состав контрактной службы, и распределения между ними соответствующих полномочий не регламентирован законом, соответственно, этот вопрос решается заказчиком (работодателем) самостоятельно.

Так, например:

  • в соответствии с п. 2.3 приказа Минтранспорта РФ от 13.04.2021 № 128 «О контрактной службе Министерства транспорта Российской Федерации» контрактную службу возглавляет заместитель директора Административного департамента Министерства транспорта РФ, который является руководителем контрактной службы;
  • согласно п. 1.3.1 приказа Ространснадзора от 26.02.2020 № ВБ-107фс «О контрактной службе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» контрактную службу возглавляет руководитель контрактной службы, являющийся заместителем руководителя Ространснадзора.

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч. 1–3 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ, сноску 3 к п. 2.1, п. 2.3 Типового положения).

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Так, согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (см. письмо Минэкономразвития России от 23.09.2013 № Д28и-1070).

Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н и № 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок», квалифицирующие профессиональные требования к специалистам в сфере закупок3.

Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный ст. 9 Закона № 44‑ФЗ. Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона № 44‑ФЗ, данные профстандарты обязательны к применению.

Следует отметить, что указанные Стандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона № 44‑ФЗ. Так, например, из п. 3.3 раздела III «Характеристика обобщенных трудовых функций» Стандарта № 625н следует, что к работникам, выполняющим обязанности руководителя подразделения, руководителя контрактной службы, предъявляются требования к опыту работы (не менее 4 лет в сфере закупок). Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон № 44‑ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 № Д28и-1744.

В отличие от Закона № 44‑ФЗ, положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»4 не содержат требований о создании лицами, осуществляющими закупки в соответствии с указанным законом, каких-либо специальных подразделений или комиссий, занимающихся осуществлением закупок, или о назначении специальных должностных лиц, осуществляющих сопровождение закупок. Соответственно, отсутствуют в Законе № 223‑ФЗ и нормы, определяющие квалификационные требования к таким лицам, членам таких подразделений или комиссий.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что на должность начальника отдела закупок может быть назначен любой работник из числа работников заказчика, имеющий высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Сноски 4

  1. Далее – Закон № 44-ФЗ. Вернуться назад
  2. Далее – Типовое положение. Вернуться назад
  3. Далее – Стандарты, Стандарт № 625н. Вернуться назад
  4. Далее – Закон № 223-ФЗ. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

В компании пересматриваются должностные инструкции. Как это оформить?

Пересматриваются должностные инструкции сотрудников, утвержденные локальным нормативным актом в 2020 году. Нужно ли их снова утверждать приказом директора или можно на старом титульном листе сделать пометку «пересмотрено»? Придется ли опять знакомить под подпись с должностными инструкциями всех сотрудников?

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

Независимая оценка квалификации при аттестации работников

Аттестация – ​процедура, призванная установить соответствие квалификации сотрудника занимаемой им должности или выполняемой работе. Оценка квалификации сотрудников собственными силами работодателя трудозатратна, требует наличия в организации экспертов-методологов, которые смогут разработать объективные оценочные средства. Одновременно существует другой путь оценки профессиональных знаний и навыков – ​независимая оценка квалификации (НОК). О том, каким образом НОК может быть встроена в процедуру аттестации и какие для нее существуют ограничения, разбираем в статье. Даем практические рекомендации тем, кто захочет внедрить у себя такой механизм.

Споры с работниками по должностным инструкциям

Перечень должностных обязанностей работника, его права и ответственность обычно фиксируются в должностной инструкции, которую составляет работодатель и вручает ему под подпись. ТК РФ не содержит прямого ответа на вопросы: что делать, если работник отказывается подписать этот документ? можно ли его привлечь за это к дисциплинарной ответственности или нет? как быть в случае, когда работник оспаривает в суде те или иные положения должностной инструкции? Ответы эксперта на эти, а также другие практические вопросы, анализ судебной практики по спорным аспектам применения должностных инструкций найдете статье.

О классификации должностных инструкций на типовые и индивидуальные

Что считать типовыми и индивидуальными должностными инструкциями. Как будет зависеть срок хранения от квалификации инструкции, т. е. от попадания в одну из этих групп?

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

В компании пересматриваются должностные инструкции. Как это оформить?

Пересматриваются должностные инструкции сотрудников, утвержденные локальным нормативным актом в 2020 году. Нужно ли их снова утверждать приказом директора или можно на старом титульном листе сделать пометку «пересмотрено»? Придется ли опять знакомить под подпись с должностными инструкциями всех сотрудников?

Споры с работниками по должностным инструкциям

Перечень должностных обязанностей работника, его права и ответственность обычно фиксируются в должностной инструкции, которую составляет работодатель и вручает ему под подпись. ТК РФ не содержит прямого ответа на вопросы: что делать, если работник отказывается подписать этот документ? можно ли его привлечь за это к дисциплинарной ответственности или нет? как быть в случае, когда работник оспаривает в суде те или иные положения должностной инструкции? Ответы эксперта на эти, а также другие практические вопросы, анализ судебной практики по спорным аспектам применения должностных инструкций найдете статье.