Top.Mail.Ru
Вопрос
Какой перечень документов для приема на работу инвалида?
Отвечает

Трудовое законодательство не содержит отдельного порядка приема на работу инвалидов, следовательно, при приеме на работу таких лиц необходимо руководствоваться общими нормами ТК РФ. Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, указан в ст. 65 ТК РФ. Требовать от лица, поступающего на работу, документы, кроме тех, что предусмотрены ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, запрещено.

Обоснуем. Основные требования, установленные ТК РФ для оформления приема на работу (ст. 63–71 ТК РФ) при заключении трудового договора, должны соблюдаться, независимо от того, является вновь принимаемый работник инвалидом или нет. Поэтому прием на работу лица с ограниченными возможностями (инвалида) осуществляется в том же порядке, что и прием на работу иных лиц. С работником заключается трудовой договор с указанием условий, которые согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ являются обязательными для включения в трудовой договор.

Перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора, указан в ст. 65 ТК РФ. Требовать от лица, поступающего на работу, документы, кроме тех, что предусмотрены ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, запрещено.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит требования об обязательном предоставлении индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) лицом, поступающим на работу. В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»1 ИПРА имеет для инвалида рекомендательный характер, и последний вправе отказаться от ее реализации как в части, так и в целом. В этом случае согласно ч. 7 ст. 11 Закона № 181‑ФЗ организация-работодатель освобождается от ответственности за исполнение ИПРА работника-инвалида (см., например, апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 30.03.2015 по делу № 33-1041/2015, определение Московского городского суда от 06.08.2010 № 4г/1-6734). Таким образом, когда соискатель-инвалид при трудоустройстве не представил ИПРА, ответственность за ее отсутствие или за ее неисполнение для организации-работодателя не предусмотрена.

Однако для получения определенных гарантий, установленных трудовым законодательством для инвалидов, соискатель-инвалид должен представить справку об установлении ему инвалидности, после получения которой работодатель обязан выполнять соответствующие требования закона, касающиеся условий труда таких лиц:

1. Для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – ​не более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Для инвалидов III группы законодательством сокращенная продолжительность рабочего времени не предусмотрена, по общему правилу для них действует нормальная продолжительность рабочего времени – ​40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Однако исходя из положений ст. 11, ст. 23 Закона № 181‑ФЗ и ст. 93, 94, 224 ТК РФ, если продолжительность рабочего времени инвалида оговорена в медицинском заключении, работодатель должен установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю такому работнику в пределах, установленных в медицинском заключении. В этом случае оплата труда устанавливается пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ. При этом работа на условиях неполного рабочего времени не должна повлечь для работника каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

2. Согласно ч. 1 ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) для инвалида не может быть больше, чем это установлено медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Соответственно, если медицинским заключением установлена продолжительность ежедневной работы, которая отличается от продолжительности ежедневной работы, установленной общими правилами, действующими у данного работодателя, то условие о режиме рабочего времени необходимо включить в трудовой договор (ст. 57 и 100 ТК РФ).

3. Согласно ст. 96 и 97 ТК РФ к работе в ночное время, а также к сверхурочной работе инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды должны быть под подпись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы. Частью 7 ст. 113 ТК РФ аналогичный порядок установлен и при привлечении инвалидов к работе в выходные и нерабочие праздничные дни.

4. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для инвалидов, вне зависимости от группы инвалидности, должна составлять не менее 30 календарных дней (ч. 2 ст. 115 ТК РФ, ч. 5 ст. 23 Закона № 181‑ФЗ). А по письменному заявлению работника-инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ).

В заключение отметим, что коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, работникам-инвалидам могут предоставляться дополнительные льготные условия труда (ст. 5, 8, 40, 41 ТК РФ).

Сноски 1

  1. Далее – Закон № 181-ФЗ. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Семь изменений 2023 года, которые требуют корректировки ЛНА

Наступил новый год. Не стоит сомневаться, что он принесет нам целый ряд изменений трудового законодательства. Но все ли изменения за 2023 год уже учтены в работе? Напоминаем о ключевых из них и говорим о том, какие основные правки надо внести в локальные нормативные акты в связи с этим. В частности, затрагиваем вопросы, касающиеся работников с детьми-инвалидами, несовершеннолетних, вахтовиков, водителей, а также порядка выплаты премий, воинского учета и персданных.

Когда документ не обязателен, но полезен

Кадровый документооборот идет в сторону упрощения. Если раньше требовалось как можно больше различных документов, то теперь их число сокращается, в частности речь идет о приказе о приеме на работу, ведении личной карточки работника, заполнении служебного задания в случае командировки и пр. Выясняем, когда лучше оставить эти документы в своем кадровом делопроизводстве, а когда от них можно отказаться.

Особенности дистанционной работы

С момента внесения в ТК РФ первых норм о дистанционной работе прошло уже 10 лет. За это время законодатель успел принять масштабные изменения в регулирование дистанционного труда (в 2021 году), а судебная практика – ​выработать подходы по спорным вопросам. Роструд и Минтруд России тоже не остались в стороне, отвечая на многочисленные запросы как работников, так и работодателей, кадровиков. Ведь данный вид занятости оказался очень востребован на практике. Поэтому мы решили с учетом уже имеющегося массивного багажа знаний заново исследовать эту тему. Начиная с подробного и системного разбора, что относится к дистанционной работе и когда она возможна, на какой срок можно ее установить и когда можно комбинировать с другими видами занятости, каков порядок взаимодействия при обмене и ознакомлении с документами с дистанционным сотрудником (даем удобную таблицу, которую можно использовать как шпаргалку в работе), каковы особенности обеспечения работника оборудованием, как прописывается в трудовом договоре место работы дистанционщика, а также что еще необходимо учесть в нынешних реалиях. И заканчивая новыми готовыми образцами трудового договора (вместе с чек-листом по его составлению) и дополнительного соглашения о дистанционной работе к (ранее заключенному) трудовому договору, а также приказа о временном переводе на удаленку.

Что делать с испорченными бланками трудовой книжки и вкладыша?

В каких случаях бланки трудовой книжки и вкладыша в нее считаются испорченными? Кто уполномочен принимать решение об их уничтожении? Когда без создания комиссии по списанию и уничтожению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее не обойтись? Каким образом правильно составить акт об уничтожении и требуются ли дополнительные документы? Какие есть варианты по исправлению записей, если поспешили внести сведения о выданной трудовой книжке или вкладыше в книгу учета их движения, а потом этот бланк оказался испорчен? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Приводим образцы приказа о создании комиссии по списанию и уничтожению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее, актов об уничтожении указанных бланков (составленных как комиссионно, так и единолично); примеры заполнения приходно-расходной книги по учету бланков трудовой книжки и вкладыша, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них при порче бланков.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Оформляем фактический допуск к работе

Некоторым работодателям удобно стажировать нового работника пару-тройку дней. Чаще всего такое встречается в сфере торговли. За это время уже может сложиться впечатление о работнике, его навыках в этой профессии и о том, подходит он вам или нет. Конечно, заключать трудовой договор с первого дня работы для работодателя нецелесообразно – ​вдруг работник не справится с работой или не сойдется характерами с руководством. И такие работодатели ошибочно считают, что могут оформить отношения на несколько дней работы с работником как фактический допуск, а потом отказаться принять его на работу и не заключить трудовой договор. В статье рассмотрим сущность фактического допуска к работе, процедуру оформления (с образцами необходимых документов), есть ли возможность не заключать в дальнейшем трудовой договор и какую ответственность понесет работодатель за нарушения в данной сфере.

Новые правила ведения трудовых книжек

С сентября 2021 года начинает действовать новый порядок ведения и хранения трудовых книжек. Значительных изменений не последует, фактически в документ вошли нормы действующей инструкции по заполнению трудовых книжек и правил их ведения. Ряд требований исключен, например больше не придется просить работника заверить все записи в трудовой книжке при его увольнении или опломбировывать и скреплять сургучной печатью журналы (книги) по учету бланков и движения трудовых книжек. Сами записи в трудовую книжку актуализированы, например, об образовании, увольнении, дистанционной работе. А также утверждены новые формы трудовой книжки и вкладыша в нее. Рассказываем про все важные нововведения, о которых должен знать кадровик, приводим мнения экспертов в области трудового права, кадрового делопроизводства и хранения документов.

Как в 2021 году получить субсидию при трудоустройстве безработных

До 15 декабря 2021 года организации и индивидуальные предприниматели могут оформить субсидию из бюджета ФСС РФ при зачислении в штат безработных граждан, зарегистрированных на бирже труда. Данная мера поддержки действует с 22.03.2021 и направлена на снижение уровня безработицы, стимулируя работодателей активнее принимать на работу безработных граждан. Субсидия частично компенсирует затраты на выплату заработной платы. Чтобы оформить ее, организация или индивидуальный предприниматель должны соответствовать определенным требованиям. Причем получить субсидию можно вплоть до 27.12.2021 на расчетный счет, открытый в российской кредитной организации, или на банковскую карту «Мир». Рассказываем подробно (в т. ч. с использованием удобной табличной формы), кто может рассчитывать на «льготу», какой ее размер, какие требования установлены к приему безработных работодателем, как оформить получение субсидии, когда ФСС РФ ее перечислит, а также предупреждаем о связанных с ее получением подводных камнях.