Top.Mail.Ru
С каждым днем количество электронных дел в организациях увеличивается. У многих есть даже электронные оригиналы постоянного срока хранения – ​это годовая бухгалтерская отчетность. Поэтому стоит разобраться, как оформлять описи подобных дел: на передачу из подразделений в архив и сводные годовые по организации, а заодно – ​кто будет формировать реестры документов электронных дел.

Если после копирования бумажного документа сразу видно, где копия, а где подлинник, то копий электронных документов можно сделать множество, и они не будут отличаться друг от друга (по крайней мере, на первый взгляд и без специальных экспертиз). После архивирования электронного документа экземпляром, имеющим юридическую и доказательную силу, станет именно архивный экземпляр. Его хранение должно быть оформлено по всем правилам архивного дела.

Три главных правила хранения электронных документов:

  1. Никакой «дискриминации по носителю» к электронным делам не применяется. Они хранятся в течение тех же сроков, что и их бумажные соседи по номенклатуре дел. Есть только ряд особенностей, обусловленных носителем.
  2. Электронные дела не обязательно распечатывать. Электронный оригинал документа весь свой жизненный цикл от создания до уничтожения проводит в электронном виде.
    Этим он отличается от электронных проектов документов, которые из-за постоянного срока хранения обычно подписываются в виде бумажных оригиналов, тогда в архив они сдаются в бумажном виде (т.е. к таким документам не относится все, что будет говориться далее в этой статье). Например, оригиналы приказов по личному составу и по основной деятельности пока стараются изготавливать в бумажном виде.
    Однако уже есть документы, оригиналы которых необходимо создавать в электронном виде, при этом им предписан постоянный срок хранения – например, годовая бухгалтерская отчетность 1 (подавляющее большинство компаний ее уже создают в 1С и подают в налоговую в электронном виде, потом сохраняя электронный оригинал самой отчетности и подтверждения ее сдачи, а также их распечатку с рукописными подписями).
  3. Электронные дела хранятся в архиве на носителях, а не на компьютерах пользователей и даже не в «облаке». Только записанный на носитель электронный документ может считаться архивным электронным делом, а в компьютере – это обычный файл, который пользователь случайно или умышленно может изменить или даже удалить.

Электронные дела после завершения в делопроизводстве (как правило, с началом нового календарного года) должны быть сохранены в неизменяемом формате и записаны на электронные носители (например, компакт-диски без возможности перезаписи). Универсальный неизменяемый формат – PDF, для более продвинутых – PDF/A. Впрочем, возможны и другие форматы. Главное, чтобы сохраненный электронный документ:

  • корректно воспроизводился;
  • не было возможности его изменить.

Одно электронное дело записывается на 2 диска – это основной и рабочий экземпляры электронного дела. Диски помещаются в пластиковые контейнеры и отправляются в архив.

В архиве дела с постоянными и длительными (свыше 10 лет) сроками хранения вносятся в описи. Дела с небольшими (до 10 лет) сроками хранения не обязательно сдавать в архив организации, но многие компании это делают, тогда на них лучше тоже оформлять опись, но не классическую архивную (как в Примере 1) – чтобы не вносить эти документы в учетные формы архива, а более простую сдаточную опись при передаче документов из подразделений в архив фактически на депозитарное хранение.

По истечении сроков хранения всем делам, независимо от длительности срока, проводится экспертиза ценности, после которой дела с истекшими сроками хранения уничтожаются, а те, которые компания решила пока поберечь, остаются в архиве.

Далее будем опираться:

  • на Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31.03.2015 № 526, далее – Архивные правила 2015 г.);
  • Методические рекомендации к ним (размещенные Росархивом на своем сайте...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Практика перехода на электронный медицинский документооборот в клинике

Директор по цифровой трансформации крупной медицинской клиники делится своим опытом, на какую нормативную базу и технические решения можно опереться при внедрении электронного документооборота. Какие разновидности медицинских документов можно оформлять в виде электронных подлинников. Как обеспечить их юридическую силу на протяжении всего срока хранения (25 лет и более) в ситуации, когда усиленные электронные подписи действуют лишь до 15 месяцев, – своеобразный «электронный нотариат» для этого реализовало государство! Как можно подключиться к его информационной системе. Где можно хранить большие электронные архивы. Как предоставлять медицинские документы клиентам.

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Правила деловой переписки по электронной почте

Даем практические советы с примерами формулировок, которые помогут вам правильно обратиться и приветствовать получателя вашего электронного письма, составить текст и оформить свою подпись. Грамотно обращаться с полями «Тема», «Кому», «Копия» и «Скрытая копия», не переусердствовать с назначением важности письмам. Правильно пересылать вложенные файлы, а для особо тяжелых покажем способ их передачи путем закачивания на Яндекс-диск и вставки в электронное письмо ссылки для скачивания. Вовремя отвечать на электронную корреспонденцию и настроить вежливый автоответ на период своего временного отсутствия. В результате вы узнаете, что уместно в деловой электронной переписке и как это реализовать.

Оформляем акты на уничтожение документов

В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?