Top.Mail.Ru

Анализ нормативной базы по делопроизводству в организации – работа над ошибками

Какие локальные нормативные акты организации обычно регламентируют работу с бумажными и электронными оригиналами и копиями документов, в т.ч. в СЭД. Как их анализировать – даем перечень распространенных ошибок, который поможет и вам вычистить их в регламентирующих документах своей организации. Зачем и как конструировать матрицу ответственности и пользовательские инструкции (в дополнение к руководству пользователя СЭД).

Информационно-документационное обеспечение является важнейшей обслуживающей функцией как управленческой, так и любой другой деятельности организации. От того, как организована работа с документами, во многом зависит результативность работы организации. Для работников компании важно:

  • вовремя быстро найти не просто нужный документ, но и всю совокупность взаимосвязанных документов;
  • оперативно дать поручения по документу и назначить исполнителей;
  • максимально сократить время на доведение документа до исполнителя;
  • не затрачивая больших усилий, проконтролировать выполнение документов и поручений;
  • в максимально сжатые сроки подготовить протокол совещания;
  • обеспечить сохранность документов, образовавшихся в деятельности организации.

Что стоит анализировать

Правила работы с документами устанавливаются нормативными документами организации, или, как их называют, – локальными нормативными актами 1. В составе ЛНА, регулирующих работу с документами, центральное место занимает Инструкция по делопроизводству. Наряду с ней в организации могут быть и другие нормативные документы (например, правила, инструкции, положения, порядки) по конфиденциальному делопроизводству, по организации работы с договорами, альбомы унифицированных форм и др. Все они в совокупности составляют нормативную базу делопроизводства организации.

Если в организации возникает необходимость сделать работу с документами более эффективной, начинать нужно именно с анализа нормативной базы по делопроизводству, а для этого нужно:

  • выявить весь комплекс документов, регламентирующих работу с документами;
  • провести анализ этих документов на предмет их соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам (федеральным и, если такие есть, региональным и отраслевым);
  • проверить, знают ли работники организации нормативные документы по делопроизводству, и при необходимости обучить работников правилам работы с документами.

Многие организации в работе с документами применяют системы электронного документооборота 2, поэтому выявляя ЛНА по делопроизводству, ни в коем случае нельзя оставлять в стороне нормативные документы, регламентирующие работу в СЭД. Как правило, это руководства по работе в СЭД, пользовательские инструкции, регламенты, порядки, устанавливающие общие правила работы в системе и/или ориентированные на отдельные категории пользователей в соответствии с ролевой моделью.

При анализе ЛНА по делопроизводству этот комплекс документов нельзя упускать, и первое, на что нужно обратить внимание, – согласованы или нет положения, например, Инструкции по делопроизводству, с нормативными документами, регулирующими работу в СЭД. Не должно быть так, что в Инструкции по делопроизводству устанавливаются одни правила, а при работе в системе полагается действовать по-другому. Напомним, что в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях есть положение о том, что правила работы с документами в СЭД организации и иных информационных системах, в которых осуществляется создание (включение) и хранение документов, не должны входить в противоречие с положениями Примерной инструкции 3. В равной мере это положение относится ко всем ЛНА, регламентирующим работу с документами.

Далее разделим весь объем интересующих нас ЛНА на две группы и поясним для каждой из них, на что стоит обратить внимание при анализе:

  1. ЛНА, устанавливающие общие правила работы, независимо от применяемой технологии.
  2. ЛНА, регламентирующие работу с документами в СЭД.

На что обратить внимание при анализе ЛНА по делопроизводству

Нужно выявить все ЛНА организации, регламентирующие работу с документами. Их можно разделить на несколько групп:

  • ЛНА организационные:
    • приказ о распределении обязанностей между руководством (может называться приказом о делегировании полномочий),
    • приказы о назначении ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях, о назначении лиц, имеющих право свидетельствовать верность копий документов, заверять документы печатью и др.,
    • положения о структурных подразделениях, в т.ч. о службе делопроизводства,
    • должностные инструкции работников организации, в т.ч. работников службы делопроизводства;
  • ЛНА технологические:
    • Инструкция по делопроизводству и
    • другие ЛНА, регламентирующие работу с документами, а именно: создание документов (документирование), организацию документо­оборота, организацию текущего хранения документов, использование документов в деятельности организации;
  • ЛНА справочного типа – классификаторы и справочники информации и документов, применяемые на различных этапах работы с документами:
    • для организации документооборота (например, номенклатура дел организации) и
    • для организации хранения документов в составе документального фонда.

Эта группа ЛНА может применяться в СЭД как часть ее информационного обеспечения.

В данной статье мы будем говорить о тех ЛНА, которые относятся к технологической группе. Это именно те документы, которые регламентируют управление документами на всех этапах их жизненного цикла от создания или поступления документов из других организаций до завершения работы с ними, включения в дела и, в конечном счете, выделения к уничтожению или передачи на дальнейшее хранение в архив.

Основным документом этой группы является Инструкция по делопроизводству. Нужно отметить, что состав ЛНА, относящихся к этой группе, законодательством не регламентирован. Установлено лишь, что в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных организациях разрабатывается Инструкция по делопроизводству 4. Это не исключает того, что отдельные участки работы с документами могут регулироваться отдельными ЛНА, например порядок изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения печатей и штампов организации может регулироваться отдельным нормативным документом, а может быть разделом Инструкции по делопроизводству. В рамках данной статьи будем исходить из того, что все основные правила, регламентирующие работу с документами в организации, содержатся в Инструкции по делопроизводству. Итак, на какие ее положения нужно обратить внимание?

1. Необходимость актуализации ссылок на нормативные документы, послужившие основанием для разработки Инструкции по делопроизводству. До сих пор в действующих ЛНА в организациях можно встретить ссылки на нормативные документы, давно утратившие силу, например:

  • на Государственную систему документационного обеспечения управления 1988 г. (вместо этого документа сейчас действуют нормативные документы, уже упоминавшиеся в статье: Правила делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления 5 и Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях 6) или
  • на ГОСТ Р 6.30-2003 (вместо него действует ГОСТ Р 7.0.97-2016 7);
  • до сих пор можно встретить ссылку на...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Централизованный или децентрализованный способ ведения делопроизводства – что выбрать и как организовать?

Какие факторы влияют на выбор способа ведения делопроизводства в организации (централизованного службой ДОУ, децентрализованного силами подразделений и смешанного). Как при смешаной форме можно поделить ответственность между подразделениями за выполнение основных видов работ с разными документами. Особенно детально описали технологию получения входящих документов одним подразделением и их регистрацию другим (алгоритм действий при разных условиях, фиксация факта передачи между подразделениями, оформление отметки на документе о его поступлении в организацию и более позднее присвоение входящего номера). И как все это регламентировать.

Как провести аудит в рамках подготовки организации к внедрению СЭД (часть 2)

Авторы делятся своей методикой обследования документооборота организации. В прошлый раз мы говорили о проведении опроса работников и удобного способа фиксации его результатов, чтобы потом структурированную информацию было легче анализировать. В этой заключительной части статьи речь идет о дальнейшей формализации и систематизации собранных данных о том, с какими документами и как работают в организации (модель «как есть сейчас»), о подготовке отчета, рекомендаций по оптимизации и дорожной карты по их внедрению. Авторы делятся не содержанием возможных решений по автоматизации, а методикой работы и формами документов, таблицами, в которых удобно систематизировать информацию.

Как внести изменения в ЛНА, утвержденный грифом с подписью

На предприятии утвержден документ «Перечень профессий и должностей рабочих и служащих, которым бесплатно выдаются СИЗ» от 08.04.2021 № 834-183-2021 (утвержден не приказом, а просто как самостоятельный документ, с наличием грифа УТВЕРЖДАЮ и подписью директора). Сейчас есть необходимость дополнить данный документ новыми строками. Как это можно сделать? Выпустить Дополнение к «Перечню…» и не присваивать ему номер, будет ли это являться правильным? Или можно выпустить приказ «О дополнении “Перечня…”» от такой-то даты и с №?

«Библиотека знаний»: как создать и использовать (часть 2)

Создание малобюджетных систем обучения, библиотек или баз знаний – один из заметных трендов не только в крупных корпорациях, но и среднем и малом бизнесе. Во 2-й части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, мы продолжим говорить о том, чем можно наполнять базу знаний: о бланках и шаблонах документов и презентаций, заготовках для организации командировок, полезных видеороликах, о скриптах (алгоритмах общения с готовыми фразами), записях телефонных разговоров, чек-листах и памятках. Предлагаем полезные программы и интернет-ресурсы, которые вам могут пригодиться.

Что изменилось в ГОСТ Р 7.0.97-2016 по сравнению с ГОСТ Р 6.30-2003

Воспользуйтесь готовым анализом изменений в оформлении организационно-распорядительных документов: какие реквизиты появились, какие упразднили, что поменялось в правилах оформления оставшихся (там достаточно много корректировок). Так вам будет легче оценить, какие нововведения следует внести в правила составления документов вашей организации. Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 вступает в силу 1 июля 2018 года. Поясним, что в нем только что изменилось по сравнению с первоначальной редакцией, утвержденной еще в декабре 2016 года.

Внесение изменений в нормативные акты организации

Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации. Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Новые Правила делопроизводства для госорганов и органов местного самоуправления

Проанализируем содержание новых Правил по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны? На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно? Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация (часть 1)

Как можно назвать подразделение, ответственное за документационное обеспечение управления, какие подразделения в него могут входить. Какой должностной состав возможен. Как рассчитать необходимую численность работников. Какие задачи и функции должна выполнять служба ДОУ, как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Как выявить загрузку работников и рассчитать необходимый численный состав (приводим 2 методики), как бороться с дубляжом функционала при помощи матрицы ответственности. На какие нормативные и методические документы общегосударственного уровня стоит опереться, для кого они обязательны, откуда что можно взять.