Top.Mail.Ru

Претензионный порядок урегулирования спора

До обращения в суд стороны должны попытаться разрешить разногласия путем переговоров. Рассказываем про обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд. Даем рекомендации, как лучше его прописать в договоре. Разъясняем, когда его соблюдение обязательно, а когда к нему можно не прибегать. Поясняем, в каком виде возможно урегулирование спора (письмо с претензией, переговоры с участием посредников и пр.). Что необходимо включить в письмо-претензию. Как подтвердить соблюдение претензионного порядка.

С 2016 года 1 в практику вернулось требование об обязательном обмене претензиями между организациями до обращения в суд. За прошедшее с этого момента время успела сформироваться единая система требований к порядку оформления претензий и взаимодействию между сторонами. Нарушение этих негласных требований и правил может привести к достаточно неприятным последствиям, вплоть до утраты возможности отстаивать свои интересы в суде. Рассмотрим подробнее, о чем идет речь.

Претензионный порядок рассмотрения спора, по своей сути, не что иное, как требование до привлечения суда обязательно попытаться разрешить свои разногласия переговорами.

В России требование к ведению обязательного досудебного обмена претензиями существовало с 1992 2 по 1995 3 г. и снова вернулось в 2016 г. В перерыве закон сохранял обязательный претензионный порядок для отдельных категорий споров, а также давал возможность сторонам самостоятельно определить, необходим ли он им.

Наличие обязательного досудебного порядка в учебниках обосновывается обычно через идею о необходимости процессуальной экономии. Разработчики законопроекта в пояснительной записке сформулировали это так: «претензионный порядок или иной досудебный порядок, имеющий своей целью урегулирование спора, является действенным средством повышения качества работы судебной системы, требует минимальных и организационных затрат от участников спора, способствует укреплению экономических связей, содействует становлению и развитию партнерских деловых отношений, способствует формированию обычаев и этики делового оборота и снижению конфликтности в обществе в целом» 4. С одной стороны, с таким подходом сложно не согласиться. Любое судебное дело в интересах правосудия должно быть рассмотрено в минимальный срок и с минимальными издержками. Причем, когда говорим об издержках, имеются в виду не только расходы сторон, но и расходы государства на обеспечение правосудия. Обязательный претензионный порядок призван экономить госбюджет. С другой стороны, насколько хорошо данная процедура решает поставленные задачи, вопрос достаточно спорный. Реальной статистики по количеству споров, разрешенных благодаря отправленной претензии, не существует. Посчитать, какой процент из споров, оказавшихся в суде, теоретически мог быть разрешен в ходе переговоров, также невозможно. Единственное, что можно сказать достоверно, общее количество судебных споров введение обязательного претензионного порядка не уменьшило.

Отметим, что в обычной деловой практике редкий договор не содержал или сейчас не содержит упоминания о переговорах и претензионном порядке. Да и в суд компания очень редко идет, не попытавшись получить исполнение от контрагента более быстрым и дешевым способом. Формализация и стандартизация в этой сфере вряд ли привели к принципиальным изменениями.

Суть обязательного претензионного порядка

Будущий истец по судебному спору (инициатор разбирательств) обязан предпринять действия, направленные на разрешение дела миром. С этой целью он должен письменно изложить и направить своему оппоненту претензии и требования. Поскольку лишать истца защиты при уклонении ответчика от переговоров было бы несправедливо, для доказательства достаточно подтвердить факт направления претензии второй стороне.

Приведем для наглядности редакцию ч. 5 ст. 4 АПК РФ, которая была до последнего «включения» обязательного претензионного порядка (т.е. до 01.07.2016) и действует сейчас:

Таблица 1. Как в законодательстве описан обязательный претензионный порядок

Редакция ч. 5 ст.4 АПК РФ, действовавшая до 01.07.2016 Редакция ч. 5 ст.4 АПК РФ, действующая сейчас (с 12.07.2017)
5. Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка «5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом5 или договором.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом. Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам… 6

Преимущество при этом у «договорного» порядка. Стороны могут самостоятельно определять сроки, порядок и процедуру досудебного урегулирования спора, изменяя установленные АПК РФ. При этом претензионный порядок, определенный иными законодательными актами, может ограничивать договорные возможности сторон (см., например, главу VIII Федерального закона от 10.01.2003 № 18‑ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).

Если специальных законодательных актов нет и стороны договора также ничего не установили, то АПК РФ требует практически по всем категориям хозяйственных споров за 30 дней до направления в суд иска обратиться с требованиями к своему оппоненту. Срок, на наш взгляд, достаточно велик, но в принципе оправдан.

При введении данного положения законодатель исходил из необходимости обмена письменными претензиями. Соответственно, в 30-дневный срок заложены сроки доставки почтовой корреспонденции в обе стороны (включая теоретическое время, чтобы определиться с ответом и доставить его).

Обратите внимание на исключения! Можно не писать претензии по делам:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, факта отсутствия на земельном участке объектов незавершенного строительства или мелиоративного оборудования);
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по корпоративным спорам (даже когда речь идет о денежных компенсациях, например в деле № А40-196668/22 Арбитражный суд г. Москвы указал, что при взыскании не выплаченных членских взносов в ассоциацию юридических лиц претензия не требуется 7);
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • приказного производства;
  • связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов (оспаривание решений арбитражных судов);
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

От соблюдения претензионного порядка в большинстве случаев освобождены 8 прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы по искам...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Составляем и отвечаем на письмо-претензию

В практике любой организации рано или поздно приходится составлять претензионные письма, причем большинство из них могут в дальнейшем выступить доказательствами по спорам с контрагентами. Поэтому очень важно не только юридически правильно составить письмо, но и избежать речевой агрессии при описании проблемы. Разбираем, какие нарушения правил делового общения лучше исключить, даем рекомендации, как вести претензионную переписку с пользой для своей компании. Предлагаем отдельные формулировки и образцы целых писем-претензий и ответов на них.

Представляем документы и пояснения в налоговую: сроки, подтверждение, штрафы

Рассказываем, как подсчитать срок, в который необходимо исполнить требование ИФНС о представлении документов и пояснений. Где и как он может быть указан, как определить дату получения требования, с которой начинается отсчет, если оно передано лично, через «Почту России» или по телекоммуникационным каналам связи. Какие штрафы грозят за нарушение сроков. Даем советы, как подтвердить факт представления документов и пояснений в зависимости от способа их подачи в налоговую инспекцию.

Фиксируем проблемы в полученной документации

Документация может быть направлена по почте, через курьера, по факсу или Интернету. Изучаем, какие проблемы могут быть при получении корреспонденции в самых распространенных ситуациях: если письмо направлено вам ошибочно, повреждена упаковка, отсутствуют вложения в конверте или заявленное приложение, а также есть дефект в факсимильном отправлении. Даем образцы актов для каждой из названных ситуаций.

Протокол осмотра интернет-страниц

В каких делах можно использовать в качестве доказательств в суде протоколы осмотра интернет-страниц? Всегда ли он должен быть заверен нотариусом, или можно составить его самостоятельно? Что необходимо в него включить? Как относятся суды к предъявлению скриншотов интернет-страниц? В каких случаях оформлять эти документы нецелесообразно?

Какие аргументы помогут в суде для снятия требования неустойки в полном объеме

Со взысканием неустойки может столкнуться каждая организация, причем как в качестве кредитора-взыскателя, так и должника. Последнее особенно неприятно, когда требования о неустойке необоснованны и несоразмерны допущенному нарушению. Однако закон и судебная практика содержат механизмы защиты против злоупотреблений подобными требованиями, и об этом стоит знать не только должникам, но и кредиторам. Поговорим о двух основных аргументах, которые можно привести против требований кредитора по неустойке, – ​когда для ее выплаты нет оснований и когда ее размер несоразмерен допущенному нарушению, вследствие чего кредитор может получить необоснованную выгоду. В этом номере приведем аргументы, которые убеждали суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки.

Протокол осмотра интернет-страниц

В каких делах можно использовать в качестве доказательств в суде протоколы осмотра интернет-страниц? Всегда ли он должен быть заверен нотариусом, или можно составить его самостоятельно? Что необходимо в него включить? Как относятся суды к предъявлению скриншотов интернет-страниц? В каких случаях оформлять эти документы нецелесообразно?

Какие аргументы помогут в суде для уменьшения неустойки

В первой части статьи мы рассмотрели аргументы, которые позволят убедить суд в отсутствии оснований для взыскания неустойки. Однако не всегда это возможно, и тогда остается лишь шанс на уменьшение ее размера. Проанализируем судебную практику, отметив, какие условия должны быть соблюдены, чтобы должник мог требовать снижения размера неустойки. Расскажем, что необходимо включить в ходатайство об уменьшении неустойки, что в принципе может сыграть на руку должнику, обращающемуся к суду с просьбой снизить неустойку. А также поделимся информацией, какие обстоятельства суд не убедят. В статье приведена судебная практика как в пользу должников, так и кредиторов, поэтому полезна всем участникам гражданских правоотношений.

Составляем и отвечаем на письмо-претензию

В практике любой организации рано или поздно приходится составлять претензионные письма, причем большинство из них могут в дальнейшем выступить доказательствами по спорам с контрагентами. Поэтому очень важно не только юридически правильно составить письмо, но и избежать речевой агрессии при описании проблемы. Разбираем, какие нарушения правил делового общения лучше исключить, даем рекомендации, как вести претензионную переписку с пользой для своей компании. Предлагаем отдельные формулировки и образцы целых писем-претензий и ответов на них.