Top.Mail.Ru

Как составить характеристику на работника и не нарушить закон

Казалось бы, составление характеристики на работника – дело нехитрое. Что стоит взять один из шаблонов, коих множество в справочных системах и в глобальной сети, и заполнить его на работника? Однако иногда в дело вмешиваются обстоятельства. Например, если работодатель не хочет составлять на работника хорошую «стандартную» характеристику, а напротив, намерен зафиксировать ненадлежащее отношение работника к труду. Такие ситуации могут привести сотрудника и работодателя в суд. Практикующие юристы рассказывают о том, как составить характеристику на работника и при этом не проиграть дело в суде, если он будет недоволен и обратится с иском. В статье есть образцы характеристик под различные ситуации.

Для начала разберемся, обязан ли вообще работодатель оформлять и выдавать характеристику работнику. Действующий ТК РФ не содержит положений, которые регулировали бы вопросы составления и выдачи характеристики 1. Из этого некоторые кадровики делают вывод о том, что работодатель в принципе не обязан выдавать данный документ, поэтому не нужно и разбираться в вопросе о том, как его правильно составить.

Однако не стоит забывать, что согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой. И отказ сотруднику в предоставлении характеристики при определенных обстоятельствах может рассматриваться судом как нарушение работодателем ст. 62 ТК РФ. За защитой своих прав работник с письменной жалобой может обратиться и в трудовую инспекцию.

Более того, в ряде случаев характеристика может абсолютно правомерно запрашиваться не только работником, но также судом, другими государственными органами и организациями.

Поэтому для избежания рисков признания действий (либо бездействия) неправомерными работодателю все же стоит разобраться, как оформлять характеристики на работников при различных обстоятельствах.

Во-первых, характеристики бывают внешними и внутренними в зависимости от цели их выдачи. Во-вторых, по содержанию их условно можно разделить на положительные и отрицательные (см. Схему). Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в практике варианты.

Схема. Виды характеристик на работников

Стандартная внешняя характеристика на положительно зарекомендовавшего себя работника для предоставления по месту требования

Допустим, работнику (в т. ч. бывшему), к которому работодатель не имеет никаких претензий в части его отношения к труду, нужна характеристика для предоставления новому работодателю или в другую организацию. Такая ситуация не должна повлечь каких-либо рисков для работодателя. Тогда достаточно просто составить хорошую характеристику, например по образцу из Примера 1.

Пример 1. Положительная характеристика работника для представления по месту требования

Отметим, что даже в такой простой, казалось бы, ситуации, нужно учесть несколько моментов:

1. Характеристика не должна содержать недостоверной информации. Ведь данный документ может запрашиваться не просто так, а для принятия серьезного решения, например об одобрении усыновления. Соответственно, если в действительности работник, предположим, является психологически неустойчивым, конфликтным, допускает нарушения трудовой дисциплины, что может привести к скорому увольнению, злоупотребляет алкоголем или наркотическими веществами и т. п., то предоставление ему положительной характеристики может привести к негативным последствиям для усыновляемого.

2. У характеристики должен быть надлежащий подписант. Ведь характеристика на человека как работника оформляется именно работодателем. От имени работодателя по общему правилу действует руководитель организации. Помимо руководителя может быть и иное уполномоченное лицо. Но такие полномочия следует закрепить в официальном документе – ​в должностной инструкции, ином локальном нормативном акте (например, в Правилах внутреннего трудового распорядка или Положении о персонале), уставе.

Пример 2. Формулировка о полномочиях начальника отдела кадров в Положении о персонале

2.1. Начальник отдела кадров наделен следующими полномочиями:

<…>

  • составление и подписание характеристик на работников;

3. Нельзя допускать нарушения сроков предоставления характеристики. Если работник запросил ее в письменной форме, то характеристику следует предоставить работнику в срок не позднее 3 рабочих дней, чтобы исключить риск привлечения к ответственности за нарушение ст. 62 ТК РФ. Выдавать характеристику работнику в таком случае лучше под подпись / расписку, если, конечно, сам работник не просил отправить ее по почте или в виде электронного документа. Тогда необходимо заручиться доказательствами ее отправки в срок и оговоренным работником способом.

Также рекомендуется в характеристике добавить...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работник взял больничный в день увольнения: действия работодателя

Что делать, если сотрудник находился в день увольнения на работе, но при этом прямо с утра в «увольнительный» день (или накануне) открыл больничный лист, утаив это от работодателя, а тот не отследил наличие электронного листка нетрудоспособности? Как работодателю урегулировать сложившуюся ситуацию и при необходимости впоследствии доказать правомерность увольнения и свою добросовестность суду и/или проверяющим органам? Каковы судебная практика и позиция Минтруда России по спорным вопросам?

Дисциплинарная ответственность и депремирование: необычные основания

На практике случается, что работников привлекают к дисциплинарной ответственности (в том числе увольняют) или снижают им размер премий по, казалось бы, надуманным поводам: не убрался на рабочем месте, ходил в свитере вместо униформы, отвлекал других от работы и т.п. Что это: самодурство руководства или обоснованные претензии? Как суды смотрят на такое? Анализируем примеры из судебной практики и делаем выводы, за что и при каких не совсем стандартных обстоятельствах сотрудника можно наказать, какие документы для этого необходимы, а когда ответные действия работодателя будут считаться необоснованными.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Работник направил директору жалобу на начальника. Обязан ли работодатель реагировать?

Работник подал на имя руководителя предприятия докладную записку с жалобами и претензиями на своего непосредственного начальника и о принятии в отношении последнего мер. Обязан ли работодатель реагировать на данное сообщение? Обязан ли он предоставить заявителю мотивированный ответ на его жалобу (в локальных актах предприятия об этом ничего не сказано)?

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Выдача СТД-Р при увольнении и во время работы

С 2020 года перечень документов, выдаваемых работнику при увольнении, пополнился сведениями о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Ответим на наиболее частые вопросы, которые волнуют кадровиков: кому выдавать такие сведения, в какие сроки и в какой форме, необходимо ли заявление от работника, как фиксировать выдачу документа: надо ли вести журнал об этом и брать с работника подпись, какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р? В вашем распоряжении также будут образцы необходимых документов.

Правила исчисления сроков, связанных с увольнением

В прошлых номерах журнала мы изучили общие правила исчисления сроков в трудовом праве, а также сроки исковой давности по трудовым спорам. Теперь проанализируем сроки, связанные с увольнением работника. Ведь вопросы расторжения трудовых договоров в случае конфликта чаще всего доходят до суда, который рассматривает действия работодателя и работника под микроскопом. В частности, разъясним правила о двухнедельном сроке предупреждения об увольнении, сроке уведомления о сокращении; расскажем о тонкостях прекращения срочного трудового договора и сроке окончательного расчета с сотрудником, а также что грозит в случае задержки платежей.