Поговорим о последних изменениях в сфере квотирования рабочих мест, обязанностях и ответственности работодателей.

Для помощи инвалидам в трудоустройстве предусмотрен механизм квотирования рабочих мест. С этого года порядок квотирования изменился в связи с вступлением в силу закона о спецоценке рабочих мест. Рассмотрим последние новшества, о которых должен знать каждый работодатель, число работников у которого более 35.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) обеспечение занятости инвалидов осуществляется за счет установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема их на работу и минимального количества специальных рабочих мест для них.

Подробнее установление квоты для приема на работу таких лиц регламентирует ст. 21 Закона № 181-ФЗ.

Фрагмент документа

Статья 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, размер квоты определяется региональным законодательством в процентах к среднесписочной численности сотрудников (не менее 2 и не более 4%). Кроме того, с 1 января 2014 года исчисление квоты для приема на работу инвалидов производится с учетом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Поэтому для исчисления квоты подробнее рассмотрим порядок отнесения рабочих мест к вредным и (или) опасным условиям труда.

Среднесписочная численность работников

Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, а также количество занятых на них работников у работодателя до этого года определялось материалами аттестации рабочих мест по условиям труда.

При проведении аттестации рабочих мест в период до 01.09.2011 работодатели руководствовались приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 569). Напомним, что результаты проведенной аттестации, согласно приказу Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (далее – Приказ № 342н), действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам заполненной Ведомости рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда в организации (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом № 569). См. Пример 1.

Пример 1

Ведомость рабочих мест (РМ) подразделения организации и результатов их аттестации по условиям труда по состоянию на 10.07.2011 выглядела следующим образом:ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда

Количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда обозначено в столбце 13 в строке «Итого по подразделению». В нашем случае это 2 рабочих места и 2 работника, их занимающие, – 2/2. Поэтому при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников каменщиков в количестве двух человек включать не надо.

А вот столяр в количестве одного человека в среднесписочную численность для расчета квоты должен был быть включен, т.к. по результатам аттестации его рабочее место отнесено к оптимальному 2 классу условий труда.

С 1 сентября 2011 года определен новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно п. 4 Приказа № 342н с этой даты признан утратившим силу Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, действующий ранее и утвержденный Приказом № 569.

Поэтому если работодателем произведена аттестация рабочих мест в период с 01.09.2011 до 01.01.2014, то для определения в организации количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда следует обратиться к результатам Сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 6 к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом № 342н). См. Пример 2.

Пример 2

Сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по состоянию на 21.11.2012 выглядит следующим образом:сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Как видите, по результатам аттестации рабочих мест определено 2 рабочих места с вредными и опасными условиями труда (с классом условий труда 3) и 2 занятых на них работника. Поэтому при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники в количестве 2 человек.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как начать вести воинский учет

Несмотря на обязанность вести воинский учет, далеко не все организации это делают. Однако штрафы за нарушения в данной сфере довольно высоки. Правда, пока работодателей массово не штрафуют, но такое положение в любой момент может измениться. Рассказываем, как поставить организацию на учет в военкомат, какой именно и какие документы нужно подать (приводим образцы оформления).

Полная материальная ответственность работника: анализ изменений

С 01.09.2025 вступили в силу новые перечни должностей и работ, при выполнении которых работодатель может заключать договоры о полной материальной ответственности с сотрудниками, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности. Разбираем в деталях, что в них изменилось по сравнению с действовавшими ранее и что необходимо учитывать работодателю, в штате которого есть сотрудники с полной матответственностью. Приводим образцы формулировок для договоров о полной индивидуальной и коллективной материальной ответственности, которыми можно дополнить утвержденные формы для применения в своей организации.

Что необходимо учесть при увольнении материально ответственного лица

Какие ошибки допускают работодатели при возложении на работника полной материальной ответственности? Почему работодателю важно обеспечить условия для сохранности вверенных сотрудникам ценностей? Какова процедура передачи работникам имущества? Когда необходимо проводить инвентаризацию и по каким правилам? Почему опасно увольнять материально ответственное лицо одним днем? Что необходимо учесть при расторжении с ним трудовых отношений? Как поступить, если материально ответственное лицо, подав заявление об увольнении, уходит на больничный и на работе до дня увольнения не появляется? Можно ли в этом случае инвентаризацию не проводить? Почему для таких ситуаций в судебной практике нет однозначных ответов? В какой момент начинается течение срока для обращения в суд с иском к работнику о возмещении причиненного ущерба? Ответы – в нашей статье.

Как без рисков разделить отпуск на части

Какие риски существуют при разделении ежегодного оплачиваемого отпуска на части? Какой продолжительности будет отпуск, если работнику и работодателю не удалось достигнуть договоренности о разделении его на части? Насколько мелкими могут быть части отпуска, чтобы не было претензий от проверяющих? Может ли работодатель отказать работнику в разделении отпуска на части без включения в него выходных дней? Какие документы необходимо оформить, когда одна из сторон инициирует разбиение отпуска на части, а вторая – соглашается с этим. Приводим 6 образцов: предложение работодателя и заявление работника о планировании отпуска в графике на следующий год частями; предложение работодателя разбить на части отпуск текущего года из-за возникшей производственной необходимости; заявление сотрудника о разбиении и переносе части или всех частей отпуска на другие периоды в рамках текущего года или на следующий год; согласие работника; отрицательную и положительную резолюции руководителя.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?