Top.Mail.Ru

Обязательное обучение для руководителя компании

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Современная жизнь предъявляет к руководителю организации высокие требования. Он должен быть и высококвалифицированным менеджером, и разбираться в профессиональной деятельности компании. В различных отраслях необходимы определенное образование и стаж руководителя (например, педагогическая, медицинская, аудиторская и пр.). Но законодательством предусматриваются и требования к обучению начальства, причем независимо от размера компании. Это может быть генеральный директор крупной производственной корпорации и директор небольшой консультационной фирмы. Отсутствие такого обучения грозит руководителю и (или) возглавляемой им ­организации административным штрафом.

Рассмотрим, какие основные виды обучения должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Обучение в области охраны труда

Статья 225 ТК РФ предусматривает обязанность руководителя организации пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Порядок прохождения такого обучения и проверки знаний утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 № 1/29 ­(далее – Порядок).

Директор должен пройти обучение по охране труда в течение первого месяца работы в компании, а в дальнейшем – проходить обучение не реже одного раза в три года. Пункт 2.3.2 Порядка устанавливает, что руководитель организации проходит обучение в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда. Согласно Примерным учебным планам обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Минтрудом России 17.05.2004, продолжительность обучения составляет 40 часов.

К сведению

Необходимость обучения директора именно в обучающих организациях подтверждается письмами Роструда от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5, от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5. Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда осуществляют обучающие ­организации, прошедшие обязательную уведомительную аккредитацию.

Обучение заканчивается проверкой знаний, которая производится комиссией обучающей организации, в состав которой входит инспектор труда. Результаты проверки оформляются протоколом (п. 3.6 Порядка). Директору выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29.

Каков риск организации в том случае, если руководитель не проходил обучение и проверку знаний по охране труда или не смог пройти проверку / не показал достаточные знания? Согласно ст. 76 ТК РФ такой работник (в том числе и директор) должен быть отстранен от работы на весь период времени до прохождения обучения и проверки знаний. При этом заработная плата за этот период не должна начисляться. Директора может отстранить инспектор труда при плановой или внеплановой проверке.

Кроме того, обнаружив отсутствие у директора удостоверения о проверке знаний по охране труда, инспектор может не только дать предписание об устранении нарушений (т.е. о прохождении обучения), но и привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ организацию и генерального директора.

Напомним, что с 01.01.2015 ответственность за нарушения в сфере охраны труда существенно ужесточилась. Так, согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Изменения в охране труда-2024, которые повлияют на работодателя

Текущий, 2024 год, снова станет годом изменений в области охраны труда. Запланировано множество поправок в законодательство, затрагивающих стандарты охраны труда, процедуры оказания первой помощи, требования к пожарной и промышленной безопасности, а также проведение медосмотров и проверок ГИТ. Обсуждаемые в Правительстве РФ новеллы касаются и системы учета несчастных случаев на производстве, и специальной оценки условий труда. В статье рассматриваем в деталях, на какие планируемые и уже принятые изменения работодателям стоит обратить внимание и как правильно к ним подготовиться.

Работник желает пройти диспансеризацию: действия работодателя

С какой периодичностью работник может проходить диспансеризацию. Как именно она проводится. Чем обычная диспансеризация отличается от углубленной и от профилактического медицинского осмотра. Какие работники обязаны проходить диспансеризацию. Может ли работодатель отказать сотруднику в выборе конкретного дня диспансеризации и предложить новую дату. Какие документы работодателю следует получить от сотрудника и затем оформить. Какие формулировки стоит заранее включить в локальный нормативный акт, чтобы защитить интересы работодателя при предоставлении им гарантий сотрудникам, желающим пройти диспансеризацию в рабочее время. Как быть, если работника отпустили на диспансеризацию, а в поликлинике ему отказали, в том числе должен ли сотрудник вернуться в указанный день на работу и как его в таком случае оплачивать. Что делать, если сотрудник не успел пройти диспансеризацию за один день. Приводим образцы всех необходимых документов.

Коллективные средства защиты

Когда, говоря об охране труда, затрагивают тему средств защиты, большинству на ум приходят костюмы, ботинки, каски, перчатки. Немногие помнят, что средства защиты делятся на индивидуальные и коллективные. В статье говорим о средствах коллективной защиты: что они собой представляют, какие требования к ним установлены, кому предписана обязанность ввода в эксплуатацию средств коллективной защиты. Приводим удобную таблицу-шпаргалку по таким средствам, которую можно использовать на практике.

Топ-3 ошибок при увольнении за утрату доверия

Трудовое законодательство допускает увольнение сотрудников, к которым работодатель утратил доверие из-за виновных поступков, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Мы выделили три ошибки, которые работодатели (а точнее, кадровики, оформляющие прекращение трудового договора) чаще всего совершают и тем самым «обнуляют» законность увольнения. Это применение основания по утрате доверия не к той категории работников, к которой оно относится; отсутствие доказательств совершения работником действий, подрывающих доверие, или если такие доказательства оказываются с пороком и не соответствуют требованиям законодательства; ссылка в документах на действия работника, которые в силу закона и сложившейся практики его применения не могут свидетельствовать о подрыве доверия к сотруднику в финансово-материальном плане.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.