Top.Mail.Ru
В марте 2022 года вступили в силу новые правила прохождения противопожарного обучения. Мы комментируем все изменения: от обучения руководства и ответственных работников до инструктажей всего остального персонала. И делимся своими выводами. Обращаем внимание, что обучение пожарно-техническому минимуму теперь заменено на обучение по дополнительным профессиональным программам. Рассказываем о важных изменениях в проведении инструктажей. В частности, о том, что инструктаж теперь может провести лицо по гражданско-правовому договору; о допустимости объединения первичных и вводных инструктажей; возможности провести теоретическую часть инструктажа дистанционно; а также об ужесточении административной ответственности. Упоминаем и об уголовной ответственности, которую тоже не стоит сбрасывать со счетов.

Профессиональное образование вместо пожарно-технического минимума

До 01.03.2022 руководители и работники, ответственные за пожарную безопасность, должны были проходить пожарно-технический минимум и проводить другим работникам инструктаж по нему. Изучение этого минимума осуществлялось на основании Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС РФ от 12.12.2007 № 645 1. Оно могло проходить как в учебных центрах, так и непосредственно у работодателя.

Однако термин «пожарно-технический минимум» не соответствовал терминологии, используемой в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Из-за этого прохождение минимума не расценивалось как образовательная программа.

Законодатель решил включить противопожарные курсы в общую систему образования, и был принят Федеральный закон от 11.06.2021 № 170‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”». Поправки заменили обучение пожарно-техническому минимуму на обучение по дополнительным профессиональным программам. Оставалось разработать и утвердить порядок прохождения таких программ. Приказом МЧС РФ от 18.11.2021 № 806 3, который вступил в силу 01.03.2022, были утверждены:

  1. Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа.
  2. Требования к содержанию программ противопожарного инструктажа.
  3. Категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.

Таким образом, Приказ МЧС № 806 заменил «пожарно-технический минимум» на «дополнительное профессиональное образование» (ДПО), которое проводится в учебных центрах. Обученные в учебных центрах сотрудники могут проводить противопожарный инструктаж для всего персонала и командированных лиц.

Перечень работников и программы обучения

Приведем перечень работников, которые обязаны пройти обучение по программам ДПО в рамках повышения квалификации в области пожарной безопасности:

  • должностные лица, несущие ответственность за пожбезопасность на объектах с числом находящихся там людей от 50 и отнесенных к группе повышенной взрывопожароопасности, пожароопасности;
  • руководители управляющих, эксплуатирующих компаний, чья хоздеятельность направлена на обеспечение пожарной безопасности на территории объектов защиты, или назначенные ими должностные лица – для выполнения соответствующих функций;
  • ответственные должностные лица (главные специалисты производственного, технического профиля) на объектах защиты, где находятся от 50 человек, либо объектах защиты, относящихся к пожароопасным, взрывопожароопасным;
  • лица, ответственные за проведение в организации противопожарных инструктажей;
  • сотрудники, которые замещают штатные должности специалистов...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Обучение охране труда по новым правилам

На 2022 год приходится много новых правил в области охраны труда, в том числе об обучении по охране труда и проверке знаний. Изменения являются масштабными и коренным образом меняют подход к такому обучению и порядку его оформления. Рассказываем, какие значимые изменения нас ждут с 01.09.2022 при проведении инструктажей, стажировках, обучении оказанию первой медпомощи, использованию (применению) СИЗ и пр. Затрагиваем особенности обучения по охране труда на микропредприятиях.

Бесплатные сервисы проверки соискателей

К подбору персонала в настоящее время нужно подходить внимательно и осознанно. Недостаточно посмотреть резюме и побеседовать с кандидатом, надо его еще и проверить. Когда в компании есть служба безопасности – ​она это сделает за отдел кадров. А если ее нет? Как проверить правдивость информации из резюме соискателя? Мы подготовили обзор публичных и бесплатных интернет-сервисов, благодаря которым можно провести комплексную проверку соискателя буквально за полчаса.

Составляем приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность

Разберемся с тем, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность всей организации, как оформить такой приказ. Ответим на вопросы: кто кроме него и за что может отвечать в данной сфере, почему назначение ответственных лучше закрепить отдельным приказом, по каким поводам и как часто переиздавать эти приказы, как правильно оформлять на них отметки об ознакомлении, какое обучение должны пройти ответственные?

Елена Кожемякина: «Три самые опасные темы для работодателя: персональные данные, воинский учет и охрана труда»

В прошлом году на кадровые департаменты легло немало сложной работы (в частности, многочисленные изменения в охране труда). К тому же на горизонте маячат довольно высокие штрафы, например, в области персональных данных и ведения воинского учета (обе сферы, скажем так, не чисто кадровые). О самых рисковых областях работы, которым следует уделить особое внимание работодателям в 2024 году, журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» поговорил с управляющим партнером юридической компании BLS Еленой Кожемякиной.

Бесплатные сервисы проверки соискателей

К подбору персонала в настоящее время нужно подходить внимательно и осознанно. Недостаточно посмотреть резюме и побеседовать с кандидатом, надо его еще и проверить. Когда в компании есть служба безопасности – ​она это сделает за отдел кадров. А если ее нет? Как проверить правдивость информации из резюме соискателя? Мы подготовили обзор публичных и бесплатных интернет-сервисов, благодаря которым можно провести комплексную проверку соискателя буквально за полчаса.

Обучение охране труда по новым правилам

На 2022 год приходится много новых правил в области охраны труда, в том числе об обучении по охране труда и проверке знаний. Изменения являются масштабными и коренным образом меняют подход к такому обучению и порядку его оформления. Рассказываем, какие значимые изменения нас ждут с 01.09.2022 при проведении инструктажей, стажировках, обучении оказанию первой медпомощи, использованию (применению) СИЗ и пр. Затрагиваем особенности обучения по охране труда на микропредприятиях.

Составляем приказ о назначении ответственных за пожарную безопасность

Разберемся с тем, кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность всей организации, как оформить такой приказ. Ответим на вопросы: кто кроме него и за что может отвечать в данной сфере, почему назначение ответственных лучше закрепить отдельным приказом, по каким поводам и как часто переиздавать эти приказы, как правильно оформлять на них отметки об ознакомлении, какое обучение должны пройти ответственные?