Когда работник вправе требовать перенести отпуск? Когда таким правом наделен работодатель? Какую процедуру необходимо соблюсти, чтобы перенести отпуск с запланированных графиком отпусков дат на иные? Как знакомить работника с датами отпуска? В какие сроки? Как документально оформляется фактическое предоставление отпуска? Даем образцы необходимых документов.
Что такое основной отпуск?
Для тех, кому работа доставляет радость только 2 раза в месяц (в дни получения заработной платы), отпуск – это самое счастливое время. Для тех же, кто возводит свою работу в культ, отпуск – это страшное время, когда их вынуждают бездельничать. Несмотря на это, и для тех, и для других отпуск – это, прежде всего, возможность восстановить свое здоровье и набраться сил для новых трудовых свершений.
Закон не содержит расшифровки данного термина. Вместе с тем его легко понять, если обратиться к главе 19 «Отпуска» ТК РФ. По своей сути отпуск – это промежуток времени, в течение которого за работником сохраняется место работы, а сам он освобожден от исполнения трудовых обязанностей с целью отдыха и восстановления трудоспособности. Ежегодный отпуск бывает основным и дополнительным 1.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предусмотрен в ст. 114–115 ТК РФ. Он составляет 28 календарных дней и должен предоставляться таким образом, чтобы хотя бы одна из его частей была не менее 14 календарных дней.
Поскольку продолжительность ежегодного основного отпуска значительна, законодатель с целью баланса интересов работника и работодателя вводит такое понятие, как «график отпусков». По своей природе это достаточно уникальный инструмент. С одной стороны, его разрабатывает работодатель, хотя и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и пожеланий самих работников. С другой стороны, с момента утверждения этот документ ограничивает, прежде всего, самого работодателя (ст. 123 ТК РФ). Но если отпуск и так обязательный, не проще ли предоставлять его, что называется, «с колес», когда возникают «окна в производственном процессе»? Попробуем разобраться.
График отпусков – жесткий план или гибкий график?
График отпусков составляется в форме, определенной руководителем организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ
«О бухгалтерском учете»). Но большинство компаний продолжают пользоваться графиком отпусков, составляемым по унифицированной форме № Т-7 2, т.к. она подгружена в программу «1С» и другие бухгалтерские и кадровые системы. И мы в Примере 7 заполнили именно ее с небольшими корректировками под нужды организации (см. отметки с «1» по «3).
Сводный график отпусков по организации отражает распределение очередных (ежегодных) оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений на календарный год. Он должен быть утвержден на следующий год не позднее чем за 2 недели до его наступления. После этого «график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника» (ст. 123 ТК РФ), т.е. теоретически это очень жесткий документ. Но практически все выглядит иначе.
Во-первых, есть перечень случаев, когда работник вправе требовать перенести отпуск. К ним относятся:
- временная нетрудоспособность работника, совпадающая с отпуском;
- исполнение работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы (например, военные сборы);
- ситуации, когда работодатель не выплатил вовремя отпускные;
- случаи, если работодатель предупредил работника о времени начала этого отпуска позднее чем за 2 недели до его начала.
Перенос отпуска происходит по письменному заявлению работника (см. Пример 4). При этом новые даты предоставления отпуска должны быть согласованы сторонами.
Во-вторых, в исключительных случаях в интересах организации отпуск можно перенести с согласия работника. Под исключительными случаями понимаются ситуации, когда предоставление отпуска может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации.
ТК РФ составлен так, как будто работник и работодатель всегда смогут договориться. А если не смогут, то целый раздел кодекса посвящен порядку разрешения индивидуальных трудовых споров. На практике же возникновение конфликта между работником и администрацией компании в большинстве случаев заканчивается увольнением первого. Обычно наиболее пострадавшей стороной становится работник. Поэтому сотрудники редко...