Top.Mail.Ru
Даем рекомендации, на что обращать внимание при подборе сотрудников, чтобы они удачно влились в коллектив. Рассказываем, что приводит к конфликтам и каким образом их разрешать, как помочь подчиненным забыть о прошлом конфликте и не допускать подобного в будущем.

Психологический климат в коллективе очень важен. Некоторые идут на работу как на праздник, а кто-то – ​как на каторгу. И в первом, и во втором случаях настрой работника будет отражаться на его производительности труда. Задача отдела кадров – ​помочь создать здоровую рабочую атмосферу. Для ее выполнения надо не только знать азы управления персоналом, но и обладать навыками построения хороших взаимоотношений в коллективе.

Рыба гниет с головы, или Что делать начальнику

Руководители бывают двух видов. Это либо сам фактический собственник (или сособственник) бизнеса, либо нанятый руководитель. И от этого порой многое зависит. Собственник обычно выстраивает всю организацию под себя. А наемный руководитель в большинстве случаев не имеет такой возможности и чаще всего вынужден прислушиваться к мнению владельца. Однако в конечном итоге главное в работе любой коммерческой организации – ​это получение прибыли. Поэтому в данной статье мы не будем рассматривать различия между двумя описанными выше типами руководства и то, как они влияют на коллектив, а сосредоточимся на полезном для компании поведении начальника.

Первое, с чего необходимо начать руководителю, – ​это прояснить свои намерения. Зачем вам этот бизнес, работа? Чтобы сотрудники изображали любящую семью? Или занимались делом? Или важно и то и другое? Если честно ответить себе на этот и прочие подобные вопросы, то многое станет на свои места.

Если руководитель ведет себя таким образом, что со 100-процентной гарантией провоцирует конфликт, например заводит в коллективе любимчиков, прощает им то, за что наказывает всех остальных, несправедливо распределяет денежное вознаграждение и т. д., то не удивительно, что вскоре в коллективе возникает недовольство, рано или поздно неизбежно перерастающее в открытый скандал, который может довести и до суда. Что предпринять? Поступать наоборот, т. е. делать то, что люди поймут и оценят.

Пример 1

На своих тренингах я часто практикую следующую игру. Прошу участников сесть в круг и высказать любые идеи (выходящие за рамки ТК РФ) о том, как сделать работу невыносимой. Сначала люди возражают, мол, так нельзя. Потом включаются в игру – ​и начинают сыпаться предложения о сверхурочной неоплачиваемой работе, штрафах по мельчайшему поводу, лишении отгулов, премий, отпуска и т. д. А потом я вывожу участников тренинга из процесса и спрашиваю: «В реальной жизни вы с таким сталкивались»? Чаще всего оказывается, что в той или иной степени подобное встречается в их работе, или они видели это в реальной жизни где-то в другом месте, или слышали от коллег или друзей. Потом я предлагаю изложить правила – ​как должна работать организация, чтобы не возникало таких перекосов. Нечто похожее могут сделать кадровик и руководитель, чтобы сформулировать правила нормальной работы компании.

Пример 2

В одной организации, где я когда-то работала, было жесткое требование: никто не задерживается после окончания рабочего времени и не выходит на работу по выходным. Однажды я спросила владельца бизнеса, как это правило возникло и почему оно для него важно. Он рассказал, что когда только создал компанию, то шел на поводу у клиентов: задерживал людей на работе по вечерам, выходил сам и вызывал сотрудников в выходные, праздники и т. д. А потом он задумался, как это отражается на коллективе и к чему в итоге может привести, после чего прекратил подобную практику (за очень редкими исключениями).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как работодателю предотвратить конфликт интересов

От кадровиков нередко требуют прописать возможные случаи конфликта интересов в локальных нормативных актах, а также зафиксировать запрет на конфликт интересов в трудовом договоре. Что представляет собой на практике конфликт интересов? И кого можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя? Можно ли привлечь работника к ответственности, если работодатель усматривает конфликт интересов, а сам сотрудник его скрывает? Подробно разбираем эти и связанные с ними вопросы. В вашем распоряжении будут готовые формулировки для документов. А наш обзор судебной практики поможет учесть чужие ошибки, не допустив своих.

Как сохранить хорошие отношения после корпоратива

На службе по работе с персоналом (нередко совместно с отделом связей с общественностью, службой безопасности, юридическим отделом и пр.) лежит важная обязанность по организации корпоративных мероприятий. Как известно, одной из целей корпоратива является сплочение персонала, ликвидация потенциальной или уже существующей напряженности в коллективе. Особенно удачно это можно сделать именно под Новый год: праздник считается в России традиционно семейным, одним из самых любимых. Вот и коллектив предприятия хорошо поместить в теплую семейную обстановку. Но порой получается все с точностью до наоборот, когда именно после корпоратива работники делают неутешительное заключение: «Я думал, у нас нормальная контора, а у нас…». Рассказываем, откуда может проистекать такой пессимизм, что обычно служит ему причиной и на что обратить внимание, чтобы праздничное мероприятие запомнилось надолго позитивными эмоциями.

Если бы коллеги были сказочными персонажами

Даже если на улице не снежная зима и не морозы под – 40°С, приближение Нового года все равно ощущается. А как лучше всего поднять себе настроение? Присмотреться к коллегам. Ведь накануне семейного праздника они как никогда становятся похожими на сказочных персонажей! Под масками ваших коллег скрываются Царевны Несмеяны, трудолюбивые Золушки и даже вредные Бабки Ёжки. Давайте присмотримся повнимательнее в первую очередь к коллегам-женщинам, ведь их в кадровых службах большинство.

Три ошибки при увольнении за неоднократное неисполнение обязанностей

Работник несколько раз нарушил трудовую дисциплину. Можно ли его уволить за это по неоднократности? Можно, но осторожно, чтобы не совершить ошибку, обнуляющую увольнение. Мы отобрали три распространенных ошибки работодателей, из-за которых суды чаще всего признают незаконным увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. На основе анализа судебной практики даем рекомендации, как их избежать и не допустить восстановления сотрудника.

Учимся правильно давать негативную обратную связь

Поговорим о том, что такое обратная связь, зачем она нужна, как ее правильно давать и принимать. Обсудим часто совершаемые ошибки и способы их избежать. Как не ранить сотрудника, не испортить с ним отношения и не подвести его к увольнению? Расскажем о нюансах выдачи обратной связи в некоторых конкретных ситуациях, с которыми ежедневно приходится сталкиваться кадровикам и руководителям. Например, как подготовить работника к увольнению, когда без этого не обойтись, потребовать соблюдения дисциплины труда или обратиться с критикой, касающейся не только профессиональной деятельности специалиста, и даже как кадровику дать обратную связь начальству от коллектива. К тому же подскажем, каким образом самим правильно принимать критику – ​не только руководства, но и подчиненных. Как не обидеться, выслушивая шефа, и учесть его пожелания, пусть и высказанные в негативном ключе.

Судебные расходы в трудовых спорах

В ходе судебного разбирательства стороны обычно несут расходы на ведение дела: оплата государственной пошлины за подачу иска и суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам, расходы на оплату услуг представителей, иные траты. По общему правилу стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако не все работодатели в курсе, что это правило не распространяется на дела с участием граждан, обратившихся за защитой трудовых прав, даже если решение суда будет вынесено не в их пользу (ст. 393 ТК РФ). Согласно нормам трудового законодательства, при обращении в суд по любым трудовым спорам работники освобождаются от уплаты госпошлины и других судебных расходов. Это правило действует на всех стадиях обращения работника в судебные инстанции. Такой подход объясняется тем, что трудящийся считается наиболее уязвимым участником трудовых отношений. А потому ему предоставлены законом различные гарантии и льготы, в том числе и в рамках судебных процессов. В итоге может оказаться, что суд обойдется совсем не дешево. В статье рассказываем о том, всегда ли работники освобождаются от судебных расходов, в т. ч. как быть в ситуации, когда факт трудовых отношений так и не был доказан; может ли взыскавший с работника материальный ущерб работодатель требовать компенсировать ему судебные издержки, а также вправе ли работодатель заявить о взыскании с сотрудника госпошлины, уплаченной при подаче иска о компенсации расходов на обучение. Приводим руководящие постановления Пленума ВС РФ, а также текущую практику судов общей юрисдикции (в ряде вопросов она до сих пор неоднозначна). Разъясняем спорные ситуации, связанные с размерами госпошлины и порядком оплаты экспертизы. Узнаете, почему работодателю придется оплатить стоимость судебной экспертизы, назначенной по инициативе работника, даже если он проиграет в итоге дело.

Когда суд восстановит на работе при увольнении по собственному желанию

Казалось бы, если работник сам написал заявление об увольнении, то работодатель может быть спокоен и волноваться об обращении уже бывшего сотрудника в суд, как и о возможном восстановлении на работе, не стоит. Но не тут-то было, судебная практика знает немало примеров, когда после расставания с работником по его же собственной инициативе сторонам приходилось вновь встречаться в суде. Что может к этому привести и как этого не допустить? В статье проанализированы ситуации, когда работники ссылаются на давление и принуждение уволиться со стороны руководства; при приеме на работу кадровики требуют сразу написать заявление об увольнении с открытой датой; работодатель отказывается вернуть на работу беременную, не соглашается с отзывом сотрудником ранее поданного им заявления об увольнении по собственному желанию. Рассказываем, как кадровым службам реагировать на заявления со следующими формулировками: «прошу уволить по собственному желанию… в связи с нарушением трудовых прав со стороны руководства», «…по причине создания невыносимых условий труда», «.. в связи с ухудшением состояния здоровья в результате полученной на производстве травмы» и пр. А также что делать, если отправка работником отзыва ранее поданного им заявления об увольнении по почте произойдет до истечения срока предупреждения об увольнении, а письмо с отзывом придет работодателю уже после того, как оформлено увольнение работника.

Помогут ли выиграть дело в суде письма и консультации Минтруда и Роструда

Письма Минтруда и Роструда не являются нормативными правовыми актами, которые обязательны к применению, а носят в целом рекомендательный характер. И тем более ни к чему не обязывают консультации отдельных представителей Роструда, не оформленные в виде официальных писем. Поэтому возникают вопросы: можно ли ссылаться на такие письма и другие разъяснения в суде, есть ли какой-нибудь смысл это делать? Автор проанализировал судебную практику, отметив конкретные судебные акты, из которых следует, что стороны ссылались на письма и иные разъяснения ведомств в поддержку своей правовой позиции. И рассказывает, к чему это в итоге привело.