В целях эффективного функционирования каждый работодатель желает, чтобы в его компании были только сотрудники с необходимыми компетенциями. Но что такое «компетенции работника»? Как их проверить (именно с точки зрения законодательства) и зафиксировать результаты (чтобы, например, в случае недостаточности компетенций сотрудника можно было уволить или же, наоборот, обоснованно повысить ему заработную плату)?
Ответим на эти вопросы с помощью наглядных примеров из судебной практики. Среди прочего уделим внимание таким доступным работодателям инструментам, как установление испытательного срока и проведение аттестации. Про иные методы оценки компетенций тоже расскажем.
Компетенции сотрудников: что это и чем регулируется?
В ТК РФ нет как такового понятия «компетенции работников». В ч. 1 ст. 195.1 ТК РФ раскрывается термин «квалификация работника» – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. А в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ упоминаются профессиональные стандарты 1 – документы, содержащие характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Определение общему понятию «компетенция» можно найти, например, в методических документах Минобрнауки России.
Фрагмент документа
Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов (приложение к письму Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06)
Компетенция – динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
А применительно к гражданским служащим – в актах Минтруда России.
Фрагмент документа
Методический инструментарий по установлению квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы (утв. Минтрудом России 2)
Компетенция – комплекс проявляемых в поведении гражданского служащего профессиональных и личностных качеств, свидетельствующий о наличии необходимых для эффективного и результативного исполнения должностных обязанностей знаний, умений, а также опыта профессиональной деятельности.
Модель профессиональных и личностных качеств (компетенций) – набор компетенций и их характеристик, сформированный в соответствии с должностными обязанностями гражданского служащего.
В практике кадровой работы под компетенциями работников обычно понимаются их определенные навыки, знания и личный опыт, необходимые для эффективного выполнения работы. Таким образом, по нашему мнению, компетенция – более широкое понятие, это своего рода та же квалификация, но со способностью применять имеющиеся знания на практике.
Как правило, специалист по подбору персонала совместно с руководителем...