Top.Mail.Ru

Роструд пояснил 10 неурегулированных трудовым законодательством вопросов

Роструд опубликовал два доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I и II квартал 2017 г. В документах освещены некоторые неурегулированные вопросы применения трудового законодательства, которые были выявлены в ходе анализа обращений в Роструд работников и работодателей. В частности, были затронуты следующие вопросы:

1. Как отметить в трудовой книжке неоднократное изменение работником фамилии. Если на первой внутренней странице обложки свободного места не осталось, Роструд предлагает сведения о документах, на основании которых фамилия у работницы была изменена, отразить на внутренней стороне последней страницы обложки. Оформлять вкладыш в такой ситуации не нужно (п. 2.3 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, далее – Инструкция).

2. Является ли должностная инструкция обязательным документом. Как отмечает ведомство, нормами ТК РФ не установлена обязанность работодателя издавать должностную инструкцию. Ее рекомендуется утверждать в том случае, когда должностные обязанности в трудовом договоре не раскрыты. Однако в отдельных случаях иными нормативными актами наличие должностной инструкции признается обязательным (на частных охранных предприятиях; в организациях, занимающихся метрологией; на предприятиях по переработке ядерных материалов и т.п.) (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

3. Восстановление утраченных журналов по охране труда. Для восстановления журналов регистрации инструктажей служба рекомендует зафиксировать их утрату актом, издать на его основе соответствующий распорядительный документ, в соответствии с которым завести новые журналы и заново провести инструктажи с работниками, находящимися в этот момент в трудовых отношениях с работодателем (п. 2.1.1–2.1.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29).

4. Регистрация инструктажа по охране труда в электронном виде. Роструд считает допустимым организовать ведение журналов регистрации инструктажей в форме электронного документа с электронно-цифровыми подписями инструктирующих и инструктируемых работников (абз. 8 ч. 2 ст. 212, ст. 225 ТК РФ, ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

5. Выход на работу в день сдачи крови. По общему правилу, в день сдачи крови работник освобождается от работы. Такой выход возможен только по соглашению сторон. В том случае если работник-донор, который не работает с вредными и (или) опасными условиями труда, изъявил желание выйти на работу, его выход на работу целесообразно оформить следующим образом:

  • получить письменное заявление работника, так как инициатива исходит от него самого;
  • на основании заявления работника издать приказ в произвольной форме о выходе его на работу.

Причем, если в день сдачи крови работник вышел на работу, работодатель обязан предоставить ему другой день отдыха (целесообразно этот вопрос сразу отразить в заявлении и приказе) (ст. 186 ТК РФ).

6. Срок передачи работнику подписанного трудового договора. Как отмечает ведомство, нормами действующего законодательства не установлен предельный срок, до истечения которого работодатель обязан выдать работнику его экземпляр трудового договора. Чиновники полагают, что передать работнику экземпляр трудового договора работодатель должен при подписании трудового договора (ч. 1 ст. 67 ТК РФ).

7. Является ли вакантной должность, по которой работник находится в отпуске по беременности и родам. Работодатель не обязан предлагать увольняемым работникам при сокращении численности или штата организации должности, которые заняты сотрудниками, находящимися в отпуске по беременности и родам. Роструд указал, что такие должности не являются вакантными (свободными), ведь на период отпуска по беременности и родам, а также ежемесячного отпуска по уходу за ребенком за сотрудником сохраняется место работы (должность) (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180, ч. 1 ст. 255, ч. 4 ст. 256 ТК РФ).

8. Порядок хранения копий личных документов работника (копия паспорта, СНИЛС, трудовой книжки). Поскольку нормами действующего законодательства порядок ведения личного дела работника не установлен, Роструд полагает, что работодатель вправе хранить копии документов в его личном деле только при условии получения от работника согласия на хранение и обработку персональных данных (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 86 ТК РФ).

9. Как работа по совместительству становится работой по основному месту работы. Здесь так же законодательством не установлен порядок заполнения трудовых книжек. В данном случае ведомство предлагает в трудовой книжке работника после записи об увольнении с основного места работы в виде заголовка указать полное и (при наличии) сокращенное наименование организации, а затем внести запись о приеме работника на работу со дня начала работы у конкретного работодателя со ссылкой на соответствующий приказ (распоряжение) и с указанием периода работы в качестве совместителя (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69).

10. Инициатива работника на повышение квалификации (с частичным отрывом от производства). Трудовым законодательством урегулирован случай повышения квалификации только с отрывом от производства либо без отрыва. При направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за работником сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В табеле учета рабочего времени можно в этом случае указать код «ПК» («07»), если работодатель пользуется унифицированной формой табеля. Обязательность оформления письменного приказа в случае повышения квалификации работника не предусмотрена трудовым законодательством (закон говорит о направлении), данный вопрос решается работодателем самостоятельно (ст. 187, ч. 1 ст. 196, ст. 197 ТК РФ).

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как на титульном листе трудовой книжки заполняется нижняя графа с подписью ответственного лица?

Как в трудовой книжке на титульном листе заполняется нижняя графа, где ставится подпись ответственного лица за ведение трудовых книжек? Может ли «неправильное» оформление подписи на титульном листе трудовой книжки или во вкладыше навредить работодателю или работнику?

Можно ли сразу отправить в отпуск работника, вернувшегося с СВО?

Сотрудник вернулся из зоны СВО. Каков алгоритм действий работодателя? Можно ли сразу отправить такого работника в отпуск за все периоды его отсутствия?

Правила использования обходного листа при увольнении

Одни руководители считают обходной лист пережитком прошлого, другие не выдают работнику расчет, если тот не сдал «бегунок» при увольнении. Разбираемся, какую роль играет этот документ в процедуре увольнения, как его составить и правильно использовать, чтобы не нарушить нормы ТК РФ. Узнаете, можно ли задержать увольнение, если работник не сдал обходной лист, а также для кого такие листы обязательны. Даем советы по разработке бланка. Приводим формулировки в ЛНА об использовании обходного листа и образец заполнения документа.

Особенности труда сезонных работников

Статья о том, какие работы можно отнести к сезонным, а какие нет, какова продолжительность сезона, как оформляется прием работника (приводим формулировки для трудового договора), как быть с отпуском и спецоценкой условий труда, каким образом фиксируется расторжение трудового договора (даем образцы приказа об увольнении и записи в трудовую книжку). Опираясь на судебную практику, показываем конкретные ошибки в квалификации работ как сезонных (в том числе когда речь идет о вахтовом методе работы или нестабильности в деятельности работодателя и т. п.), какие нежелательные последствия они влекут для работодателей и работников (включая трансформацию трудового договора в заключенный на неопределенный срок, восстановление сотрудника на работе, проблемы с доказыванием права на досрочную пенсию и пр.).

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.