Top.Mail.Ru

Изменились планы на 2022 год по использованию в России квалифицированных электронных подписей

Изначально с 1 января 2022 г. сотрудники организаций (кроме лиц, действующих от их имени без доверенности) должны были использовать в своих служебных целях:

  • личные квалифицированные электронные подписи физлиц
  • вместе с доверенностями, в т.ч. машиночитаемыми.

Срок вступления в силу новых законодательных норм – 1 января 2022 г., а понимания у всех участников этого захватывающего процесса того, как же все это заработает, пока что нет. В октябре 2021 г. Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко провел 4-е заседание межведомственной рабочей группы по развитию электронного документооборота в хозяйственной деятельности. Как сообщил сайт Правительства РФ, «тема машиночитаемой доверенности стала одной из центральных»:

  • на заседании Дмитрий Чернышенко отметил: «Бизнес в целях адаптации своих информационных систем ожидает от госсектора регулирования и создания инфраструктуры машиночитаемых доверенностей. Отмечу инициативу и опережающую работу в этом направлении Федеральной налоговой службы. Ими в короткие сроки был подготовлен и запущен пилотный проект по машиночитаемым доверенностям на основе цифровой платформы распределенного реестра. К пилоту присоединились операторы ЭДО, крупные банки и Федеральное казначейство. Считаю целесообразным ФОИВ изучить пилотный проект ФНС и присоединяться к его проведению для получения единой распределенной системы управления доверенностями и полномочиями»;
  • руководитель ФНС Даниил Егоров пояснил: «Создаваемая инфраструктура не только может в короткие сроки удовлетворить потребности участников информационного взаимодействия, но и позволит создать единую среду с актуальными сведениями о машиночитаемых доверенностях. Сейчас в рамках эксперимента в роли владельцев узлов уже выступают 9 операторов электронного документооборота, 6 банков и Федеральное казначейство, а в качестве клиентов – более 500 организаций».

ФНС в декабре 2021 г. планирует подвести итоги эксперимента и представить доклад в Правительство РФ с предложениями по нормативному и организационному обеспечению технологии.

На заседании было принято важное решение – ввести в течение 2022 г. переходный период:

  • машиночитаемые доверенности будут применяться добровольно;
  • а аккредитованные удостоверяющие центры смогут, как и раньше, выпускать на сотрудников компаний электронные подписи с привязкой к организации.

Но точные сроки этого переходного периода еще могут измениться – ждем к концу 2021 г. выхода нормативных документов, которые скорректируют ранее провозглашенные правила.

Соответствующий закон успели принять в последний рабочий день уходящего года – 30.12.2021, подробности здесь.

Это означает, что сотрудники юридических лиц смогут:

  • либо получать электронные подписи по текущим правилам (с данными и физического лица, и организации);
  • либо работать по-новому: получить электронную подпись физического лица и применять машиночитаемую доверенность (если к этому готова информационная система).

При этом специалисты СКБ Контур подчеркивают, что, с одной стороны, это усложнит работу, т.к. надо быть готовым к 2 сценариям, а с другой – даст участникам рынка время, чтобы доработать свои системы для работы с электронными доверенностями.

В то же время без изменений останутся новые требования к подписям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые с 1 января 2022 г. должны будут применять квалифицированные ЭП с сертификатами, выпускаемыми УЦ ФНС, Банка России или Казначейства.




















































Связанный материал
Электронные доверенности для использования электронных подписей
№ 10 / 2021

См. статью про реформу использования электронных подписей в России «Электронные доверенности для использования электронных подписей» в № 10’ 2021

Связанный материал
Реформа применения электронных подписей... немного сбоит
№ 12 / 2021

См. статью про реформу использования электронных подписей в России «Реформа применения электронных подписей... немного сбоит» в № 12’ 2021

Связанный материал
Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 1)
№ 01 / 2022
Связанный материал
Информационная система для электронных кадровых документов
№ 01 / 2022
Связанный материал
Оформляем документы по-новому с 2022 года
№ 01 / 2022
Связанный материал
Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 2)
№ 02 / 2022
Связанный материал
Переходный период для электронной подписи в 2022 году
01 февраля 2022
Связанный материал
Кто подписал договор? (часть 2)
№ 04 / 2022
Связанный материал
Новая нормативная база для использования машиночитаемых доверенностей при применении квалифицированн...
01 мая 2022
Связанный материал
Переход на безбумажный документооборот: анализ свежей нормативной базы и технологических решений
№ 06 / 2022

Переход на безбумажный документооборот: анализ свежей нормативной базы и технологических решений

Связанный материал
Полномасштабное использование машиночитаемых доверенностей планируют сдвинуть – в этот раз на 1 сент...
01 октября 2022
Связанный материал
ФНС России активно приглашает бесплатно получать УКЭП
01 ноября 2022
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Использование электронной подписи и МЧД в вопросах и ответах

09.04.2024 прошел онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД», организованный журналом «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и сайтом delo-press.ru. Мы пригласили для выступления ведущих экспертов. А сейчас предлагаем вам ответы на уточняющие вопросы слушателей семинара, которые дали спикеры во время мероприятия (при публикации в журнале мы дополнили их ссылками на нормативную базу и расширили аргументацию).

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?