Top.Mail.Ru

Переходный период для электронной подписи в 2022 году

В № 12’ 2021 мы предупреждали читателей об изменении планов Правительства РФ о начале действия новых правил использования усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП) всеми сотрудниками организаций, кроме гендиректора. И вот обещанный переходный период успели узаконить в последний рабочий день уходящего года – 30.12.20211.

Ранее предполагалось, что новые положения полностью вступят в силу с 1 января 2022 года, однако старт действия некоторых норм был перенесен на 1 марта 2022 года. Это коснулось использования электронных подписей физических лиц и доверенностей, позволяющих их использовать в деловой деятельности.

Одновременно законом определен порядок использования электронных подписей в 2022 году. Главная идея – возможность использования в этот переходный период ранее существовавшей практики и усиленных электронных подписей, квалифицированные сертификаты которых выпущены удостоверяющим центром, получившим аккредитацию после 1 июля 2020 года. Переходный период закончится 31.12.2022.

Итак, в 2022 году:

  • В случае использования УКЭП при участии в правоотношениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей квалифицированный сертификат должен быть выдан не позднее 31.12.2021 и в нем может быть указано в качестве его владельца физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности или являющееся ИП;
  • Представление доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде не требуется, если:
    • от имени юридического лица действует лицо, являющееся его представителем, и для подписания электронного документа применяется УКЭП юридического лица с указанием в качестве владельца физического лица или юридического лица;
    • от имени кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации действует представитель по доверенности, и для подписания электронного документа применяется УКЭП юридического лица с указанием в качестве владельца физического лица, являющегося их представителем;
    • для подписания электронного документа допускается применение УКЭП представителя ИП.

Выданные квалифицированные сертификаты должны иметь срок действия не позднее 31.12.2022. Если они имеют срок действия после 31.12.2022, то все равно будут действовать только до этой даты.

Часть подзаконных актов, необходимых для применения ЭП, до сих пор не утверждена, пришлось вносить изменения и в порядок их вступления в силу.

Таким образом, в 2022 году мы будем существовать в режиме «двоевластия». Пока не появится полный комплект нормативных правовых актов, организации вряд ли смогут определиться, как им лучше организовать переход на новый порядок использования электронных подписей. В общем, будет весело!

Сноски 1

  1. Федеральный закон от 30.12.2021 №443-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил сроки вступления в силу законодательных норм, связанных с изменением использования электронных подписей в системе государственного управления и деловой деятельности, которые были введены Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Использование электронной подписи и МЧД в вопросах и ответах

09.04.2024 прошел онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД», организованный журналом «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и сайтом delo-press.ru. Мы пригласили для выступления ведущих экспертов. А сейчас предлагаем вам ответы на уточняющие вопросы слушателей семинара, которые дали спикеры во время мероприятия (при публикации в журнале мы дополнили их ссылками на нормативную базу и расширили аргументацию).

Новый порядок рассмотрения обращений в финансовых организациях

С 1 июля 2024 года изменится порядок рассмотрения обращений граждан и юрлиц в организациях финансового сектора. Объясняем, каких именно организаций и чьих обращений это коснется. Для 2 типов организаций (Банка России и его подопечных – кредитных организаций) рассматриваем новый порядок работы подробно: с цитатами из нормативной базы и примерами расчета сроков как для отдельных «телодвижений», так и всего процесса в целом. Напоминаем, на кого распространяется общий порядок работы по закону об обращениях граждан, который действует уже давно. Расчет сроков по нему тоже показываем на примере.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?